После информации о том, что китайская компания HoYoverse/miHoYo (игра Genshin Impact), заработала в 2022 г. больше Activision Blizzard или Electronic Arts и попала в перечень крупнейших игровых компаний мира, захотелось вспомнить, а какие именно игровые компании входят в этот список.
Что ж, все финансовые отчеты уже предоставлены, можно подводить итоги. Итак, 10 крупнейших игровых компаний мира по состоянию на июнь 2023 г. Обратите внимание, хотя речь идет о результатах 2022 г., для некоторых компаний это уже 2023 финансовый год, который заканчивается 31 марта 2023 г.
1. Sony (Sony Interactive Entertainment)
- Страна: Япония / США
- Год основания: 1946 / 1993 (игровое подразделение)
- Доход в 2022: $26,5 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: God of War: Ragnarök
Если кто-то еще это помнит, большая Sony производит телевизоры, фотокамеры, акустику, плееры, занимается музыкальным и кинобизнесом. Но в последние годы именно игровой сегмент стал приносить Sony наибольшие прибыли. В 2023 финансовом году (закончился 31 марта 2023 г.) игры и сетевые сервисы, включая PlayStation, принесли компании $26,5 млрд или 31% от общего дохода.
Большая Sony была создана под названием Tokyo Tsushin Kogyo в 1946 г., занималась электроникой и стала Sony только в 1958 г. Подразделение Sony Interactive Entertainment (ранее Sony Computer Entertainment) появилось в 1993 г., чтобы помочь компании выйти на интереснейший игровой рынок. Результатом этих усилий стал выход 3 декабря 1994 г. в Японии и 9 сентября 1995 г. в США игровой консоли PlayStation. Все остальное уже история.
В 2022 г. Sony продала 19,1 млн консолей PlayStation 5, существенно обогнав конкурентов из Microsoft. Игры и игровое железо принесли Sony $1,8 млрд. прибылей. А самой успешной игрой в прошлом году для Sony стала God of War: Ragnarök.
2. Microsoft (Xbox Game Studios)
- Страна: США
- Год основания: 1975 / 2000
- Доход в 2022: $15,56 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: Minecraft
Хотя официально подразделение Microsoft Games было создано только в марте 2000 г., компания выдавала игры и раньше, даже если не считать пасьянсы и Minesweeper. К примеру, серия Microsoft Flight Simulator выходит с 1982 г. Но в конце 1990-х интерес к играм вырос, и компания начала скупать игровые студии. Так мы получили серию Age of Empires, MechCommander, MechWarrior 4, ну и, наконец, Halo.
Текущее название Xbox Game Studios получила только в 2019 году, до этого перепробовав три других – Microsoft Games (2000–2001), Microsoft Game Studios (2001–2011), Microsoft Studios (2011–2019). Xbox Game Studios занимается только играми и сервисами для консолей Xbox, железо разрабатывает крупная Microsoft.
Игры и игровые сервисы принесли Microsoft $15,56 млрд в 2022 г., что на самом деле копейки по сравнению с $198,3 млрд общего дохода и $72,7 млрд прибыли компании в 2022 г. К сожалению, Microsoft не называет количество проданных за год консолей Xbox Series X|S, но по оценкам аналитиков компания снова проигрывает конкурентам в соотношении 1:2. Зато у Xbox Game Pass уже 120 млн пользователей, ежемесячно платящих за подписку.
Наиболее прибыльной игрой Microsoft 2022 года считается Minecraft. На самом деле это не удивительно, это вообще самая лучшая по продажам игра всех времен и народов. Еще в 2021 г. Microsoft отчитывалась о продаже 238 млн копий Minecraft. Напомним, эта игра от Mojang Studios (с 2014 г. принадлежит Microsoft) вышла еще в 2011 г. и продолжает развиваться.
3. Tencent (Tencent Games)
- Страна: Китай
- Год основания: 1998 / 2003
- Доход в 2022: $13,9 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: PUBG Mobile
Китайский конгломерат Tencent – это в первую очередь мессенджеры QQ и WeChat и платформа микроблогинга Weibo, китайский аналог Twitter.
Игра Tencent заинтересовалась в 2003 г. и начиналось все с игр для платформы QQ и мобилок. Со второй половины 2010-х годов компания активно инвестирует в западные студии.
Tencent на 100% владеет норвежским Funcom (The Longest Journey, Age of Conan), канадским Digital Extremes (Warframe), британским Splash Damage (Wolfenstein: Enemy Territory, Gears Tactics), американским Riot Games (League of Legends), английским студии The Chinese Room, Auroch Digital), американской Turtle Rock Studios (Left 4 Dead, Back 4 Blood) и еще рядом компаний. Именно Tencent в начале полномасштабного вторжения купила останки «1С» и превратила их в якобы польскую (болт) Fulqrum Games.
К тому же Tencent имеет большую долю в других западных компаниях: Grinding Gear Games (Path of Exile) – 80%, Supercell (Clash of Clans, Clash Royale) – 84%, Epic Games – 40%, Don’t Nod – 22, 63%, Bloober Team – 22%, FromSoftware – 16,25%, Ubisoft – 9,99%, Frontier Developments – 9%, Paradox Interactive – 5%, Remedy Entertainment – 3,8%. То есть Tencent получает доходы даже от других компаний в этом списке.
Самой прибыльной игрой Tencent в 2022 г. стала PUBG Mobile, разрабатываемая LightSpeed & Quantum Studio, через южно-корейскую Krafton принадлежит Tencent. С момента релиза PUBG Mobile в 2018 г. только эта игра принесла Tencent более $10 млрд, более 60% из этих денег приходится на Китай.
4. Nintendo
- Страна: Япония
- Год основания: 1889 / 1973
- Доход в 2022: $13,92 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: Pokemon Scarlet/Violet
В отличие от трех первых компаний в нашем списке, основной бизнес которых не связан с играми (в случае Sony это уже немного спорный вопрос), Nintendo – чисто игровая компания. Кроме того, Nintendo старейшая компания в этом списке.
Nintendo была основана как Nintendo Karuta в 1889 году в Киото ремесленником Фусадзиро Ямаути, который вручную производил японские игральные карты хамафуда. Кстати Nintendo все еще производит карты хамафуда, хотя и в гораздо меньшем количестве, однако с Марио.
С конца 1960-х годов Nintendo начала производить электронные игрушки, а первая консоль компании Color TV-Game вышла в 1977 г. и продавалась до 1983 г. Всего было выпущено 3 млн экземпляров. Затем была известна серия Game & Watch (1980), которую пиратили в СССР («Ну, погоди!», «Тайны океана», «Охота»); Family Computer/Nintendo Entertainment System (1983), Game Boy (1989) и куча культовых игр.
В 2017 г. Nintendo перестала выпускать «большие консоли», сосредоточившись на портативных. Хотя в действительности именно Nintendo, а не Sony побеждает в войне консолей текущего поколения. На 31 марта 2023 г. Nintendo продала 125,62 млн Nintendo Switch, в то время как Sony – всего 38,4 млн. PlayStation 5.
В 2022 г. Nintendo продала 17,97 млн. Nintendo Switch и получила $3,156 млрд. прибыли. Самая прибыльная игра 2022 – Pokemon Scarlet/Violet, первая игра девятого поколения нескончаемой серии Pokémon.
5. Activision Blizzard
- Страна: США
- Год основания: 1979 / 2008
- Доход в 2022: $7,53 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: Call of Duty: Modern Warfare II
Activision была основана в 1979 г. бывшими сотрудниками Atari. Blizzard Entertainment появилась в 1991 г. как Silicon & Synapse. Современная Activision Blizzard – результат слияния в 2008 г. Activision и Vivendi Games (в состав которой входила Blizzard Entertainment).
На самом деле сейчас у компании три крупных бизнес-сегмента: Activision Publishing (Infinity Ward, Sledgehammer Games, Treyarch и другие), Blizzard Entertainment (пять внутренних студий) и King, которая занимается мобильными играми и гребит прибыль с Candy Crush.
И хотя доходы Activision Blizzard в 2022 г. несколько упали, компания получила прибыль в $1,51 млрд и владеет очень мощным портфолио игр. А недавние удачные релизы Diablo IV и Diablo Immortal должны улучшить положение компании.
Самой прибыльной игрой 2022 г. для Activision Blizzard стала Call of Duty: Modern Warfare II (2022). Напомним, аргумент по доступу к франшизе Call of Duty – почти главная претензия со стороны Sony против соглашения между Microsoft и Activision Blizzard. С другой стороны, если компания №2 на любом рынке захочет приобрести компанию №5, это, конечно, «немного» обеспокоит компанию №1 и регуляторов.
6. Electronic Arts
- Страна: США
- Год основания: 1982
- Доход в 2022: $7,42 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: FIFA 23
Electronic Arts была создана в 1982 г. бывшим директором по стратегии и маркетингу Apple Computer Уильямом Мюрреем Гокинсом III, более известными как Трип Гокинс. Позже в 1991 г. для выхода на консольный рынок Трип Гокинс создал 3DO Company, но этот проект провалился, и 3DO стал разработчиком и издателем игр (они, например, издавали все классические стратегии Heroes of Might and Magic и ролевые игры Might and Magic).
И хотя Electronic Arts получила среди игроков «славу» закрывающей известные студии компании, уже более 40 лет издатель удачно работает на игровом рынке. EA – это известные спортивные игры, это игры по франшизе Star Wars, это Apex Legends и Need for Speed, Battlefield и RPG BioWare. Много хороших воспоминаний.
Год назад Electronic Arts пошла на конфронтацию с FIFA и FIFA 23 стала последней игрой с лицензией Международной федерации футбола. Но, кажется, это ничуть не расстраивает EA. Следующие игры серии получат название EA Sports FC, и EA уже подписала эксклюзивные соглашения с английской Премьер-лигой, испанской Ла-Лига, французской Лига 1, немецкой Бундеслигой, итальянской Серией A и американской МЛС.
Недавно стало известно о реорганизации компании, которая будет разделена на два крупных подразделения – EA Entertainment и EA Sports. Первый будет заниматься всеми играми кроме спортивных, плюс возможно другими медиапродуктами (фильмами по играм, сериалам и т.п.). Второй – только спортивными играми, включая гонки.
Самая прибыльная игра Electronic Arts 2022 года – это, конечно же, FIFA 23. В целом же за прошлый год компания получила $802 млн прибыли.
7. Take-Two Interactive
- Страна: США
- Год основания: 1993
- Доход в 2022: $5,349 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: NBA 2K23
Take-Two Interactive была создана в 1993 году 21-летним Райаном Брантом на деньги взятые у родителей. Свой счастливый билет компания вытянула в 1998 году, когда за собственные акции на сумму $14,2 млн. приобрела права на маленькую аркадку Grand Theft Auto от британских DMA Design и BMG Entertainment. Впоследствии DMA Design получила название Rockstar Studios и сейчас известна как Rockstar North. В 2001 г. Grand Theft Auto III от DMA Design вывел Take-Two в высшую лигу.
Сейчас Take-Two оперирует двумя издательскими марками – Rockstar Games и 2K и имеет права на серии игр BioShock, Borderlands, Civilization, Grand Theft Auto, Mafia, Max Payne, NBA 2K, PGA Tour 2K, Red Dead, WWE 2K и XCOM.
Несмотря на большой доход в $5,349 млрд (+52,6% к 2022 финансовому году), в этом году Take-Two Interactive получила немалые убытки – 1,124 млрд. Больших релизов в 2K в 2022 году почти не было, Tiny Tina’s Wonderlands, The Quarry, New Tales from the Borderlands и Marvel’s Midnight Suns не оправдали ожиданий, а в следующем GTA еще ждать и ждать. Разве что NBA 2K23 не изменила, именно она стала самой прибыльной игрой Take-Two в 2022 г.
8. miHoYo
- Страна: Китай
- Год основания: 2012
- Доход в 2022: $3,82 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: Genshin Impact
Китайская miHoYo ворвалась в топ-10 видеоигровых компаний после бравурной статьи китайского правительственного издания Guangming Daily, посвященной 30 ведущим компаниям сферы развлечений КНР. Там прозвучали впечатляющие цифры дохода и особенно прибыли студии, производящей бесплатные гача-игры. В 2022 году компания заработала 27,34 млрд юаней (около $3,82 млрд) и получила прибыль в 16,14 млрд юаней (около $2,25 млрд).
miHoYo была создана в Шанхае в 2012 г. Буквы H и Y в названии miHoYo произошли от имен двух из трех основателей, Cai Haoyu и Luo Yuhao, а буква O была добавлена на основе того, что они есть в названиях всех известных компаний, таких как Facebook, Google и Microsoft. Удивительная логика, но пусть. Компания была создана тремя студентами Шанхайского университета транспорта прямо в общежитии.
Первая игра еще не зарегистрированной студии, FlyMe2theMoon вышла в Apple Store в 2011 г. Первым большим успехом на международной арене для miHoYo стала Honkai Impact 3rd (2016), в которой студия нашла формулу успеха – аниме+гача+action/RPG. Ну а потом были Genshin Impact, сопутствующие товары, комиксы, аниме и т.д.
Недавно студия выпустила фантастическую пошаговую RPG Honkai: Star Rail и готовит к изданию киберпанковское action/RPG Zenless Zone Zero.
Основной рынок для miHoYo – это Китай и азиатский регион, но поклонники игр студии уже во всех странах. Конечно, самая прибыльная игра miHoYo в 2022 г. это бесплатная Genshin Impact.
9. Bandai Namco Entertainment
- Страна: Япония
- Год основания: 1950 / 2005
- Доход в 2022: $2,9 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: Elden Ring
Bandai Namco Holdings была создана в 2005 году в процессе слияния компаний Bandai (1950) и Namco (1955). Bandai в свое время выпускала традиционные детские игрушки, а в 1983 г. начала разрабатывать консольные игры. Namco занималась игрушками, парками развлечений и игровыми аркадами, в 1977 году начала интересоваться видеоиграми.
Bandai Namco все еще занимается обычными игрушками, парками развлечений и всем остальным, так что видеоигры это лишь часть дохода компании. Большая Bandai Namco заработала в 2022 г. $7,3 млрд, но видеоигры принесли компании всего $2,9 млрд, а прибыль от этого сегмента составила всего лишь $673 млн.
Bandai Namco Entertainment – это серии Pac-Man, Tekken, Soulcalibur, Tales, Ace Combat, Taiko no Tatsujin, The Idolmaster и, конечно же, серия Dark Souls. Именно очередная игра от FromSoftware – Elden Ring и стала самым прибыльным проектом издателя в 2022 финансовом году. По состоянию на февраль 2023 г. было продано более 20 млн копий Elden Ring.
10. Ubisoft
- Страна: Франция
- Год основания: 1986
- Доход в 2022: €1,814 млрд (примерно $1,981 млрд)
- Самая прибыльная игра 2022: игры серии Assassin’s Creed
Ubisoft была основана в Монтрее (Франция) в 1986 г. пятью братьями Гиймо. Ив Гийемо до сих пор является исполнительным директором компании. Ubisoft была создана как игровое ответвление от другой компании братьев, Guillemot Informatique, предлагавшей французским фермерам недорогое компьютерное железо, завезенное из Великобритании. Сейчас в составе Ubisoft более 50 студий и компаний, включая две студии в Украине – Ubisoft Kyiv (основана в 2008 г.) и Ubisoft Odesa (2018 г.).
Ubisoft – это серии Assassin’s Creed, Far Cry, For Honor, Just Dance, Prince of Persia, Rabbids, Rayman, Tom Clancy’s (Division, Rainbow Six, Ghost Recon), The Crew и Watch Dogs. В последние годы компания увлеклась созданием огромных миров-песочниц и игр-сервисов.
К сожалению, в последнее время Ubisoft не вылезает из многочисленных скандалов, к тому же новые релизы не оправдывают ожидания компании, а действительно интересные игры Ubi, такие как Mario+Rabbids или Immortals Fenyx Rising не получают поддержки игроков.
Доход Ubisoft в 2022 году снизился, составив лишь €1,814 млрд (примерно $1,981 млрд), о доходах и говорить нечего, компания получила убытки на впечатляющие €500 млн.
В 2022 году у Ubisoft не было удачных больших релизов. Судя по довольно туманному годовому отчету компании больше денег им принесли старые игры серии Assassin’s Creed – переиздание Assassin’s Creed: The Ezio Collection на Nintendo Switech и хвост продаж DLC к Assassin’s Creed Valhalla и Assassin’s Creed Origins.
Надеемся 2023-2024 гг. станут для Ubisoft временем оздоровления. У компании мощная новая линейка с такими играми как The Crew Motorfest, Assassin’s Creed Mirage, Avatar: Frontiers of Pandora и Star Wars Outlaws.
Две следующие компании должны занять высокие места в этом рейтинге, но они не публичны, не разглашают свое состояние и все данные об их финансовой деятельности, которые можно найти в открытом доступе – это не более чем спекуляция или приблизительные оценки экспертов. Valve и Epic Games выступают вне рейтинга.
ХХ. Valve
- Страна: США
- Год основания: 1996
- Доход в 2022: $13 млрд (оценочно)
- Самая прибыльная игра 2022: Counter-Strike: Global Offensive
Valve была основана в 1996 г. бывшими сотрудниками Microsoft Гейбом Ньюэллом и Майком Харрингтоном. В Microsoft Гейбом Ньюэл, по его собственным словам, был «продюсером первых трех выпусков Windows». Майк Харингтон покинул Valve в 2000 г., еще до невероятного успеха Steam, а вот Ньюэлл до сих пор владеет более чем 50% акций компании.
Считается, что в 2022 году Valve заработала около $13 млрд и проценты по продажам игр в Steam составили почти 80% этой суммы. Библиотека Steam насчитывает уже более 50 тыс. игр и начиная с 2020 г. в каталог ежегодно добавляется более 10 тыс. игр. Ежемесячное количество игроков на Steam – 120 млн.
Среди наиболее популярных игр Steam две верхние позиции занимают игры самой Valve – Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. Кроме того, еще один продукт компании Team Fortress 2 не покидает Топ уже 16 лет. После анонса Counter-Strike: Global Offensive 2 игрока начали тратить безумные деньги в этой игре, поэтому оценочно именно Counter-Strike: Global Offensive является самой прибыльной игрой Valve 2022 г.
Последняя большая однопользовательская игра, созданная Valve – это Half-Life: Alyx (2020) для гарнитур VR.
ХХ. Epic Games
- Страна: США
- Год основания: 1991
- Доход в 2022: $6 млрд
- Самая прибыльная игра 2022: Fortnite
Epic Games была создана программистом Тимом Свини в 1991 г. как Potomac Computer Systems, потому что первый «офис» компании размещался в доме родителей Свини в городе Потомак (Мэриленд). С 1992 по 1999 г. компания называлась Epic MegaGames, и именно в этот период к ней пришла слава. В 1998 году вышел шутер Unreal, а в 1999 г. сетевой шутер Unreal Tournament.
Разработку первой версии движителя Unreal Engine для будущей Unreal Тим Свини начал в 1995 году, а текущая версия Unreal Engine 5.2 – один из самых популярных игровых движителей современности, на котором создаются сотни игр.
Помимо серии Unreal Tournament, Epic Games известна благодаря играм серий Gears of War, Infinity Blade и Fortnite. Последняя фактически спасла компании и вывела в высшую лигу.
В 2018 году Epic Games запустила собственную платформу дистрибуции игр Epic Games Store как конкурента Steam. С 2021 г. компания снова начала издавать игры. К примеру, издателем будущей Alan Wake II является именно Epic Games Publishing.
Тим Свини все еще владеет более 50% акций Epic Games. 40% у китайской Tencent, еще 4,9% акций у Sony.
Конечно, самая прибыльная игра Epic Games 2022 года, как и всех последних лет – это Fortnite.
Как можно увидеть – крупнейшие игровые компании мира находятся в Китае, США и Японии. Единственная европейская компания, входящая в топ – Ubisoft. Что ж, именно китайский, американский и японский рынки являются самыми большими для игровой индустрии. Есть ли сейчас у компании-новичка шанс попасть в высшую игровую лигу? Как показывает опыт китайского miHoYo – есть. Вернемся к этому перечню через год, посмотрим, что изменится.
Содержание статьи
- 1. Sony (Sony Interactive Entertainment)
- 2. Microsoft (Xbox Game Studios)
- 3. Tencent (Tencent Games)
- 4. Nintendo
- 5. Activision Blizzard
- 6. Electronic Arts
- 7. Take-Two Interactive
- 8. miHoYo
- 9. Bandai Namco Entertainment
- 10. Ubisoft
- ХХ. Valve
- ХХ. Epic Games