Самым важным вашим выбором в начале Baldur’s Gate 3 является внешность вашего персонажа (по крайней мере, пока разработчики не дадут нам способ изменять ее посреди игры). А дальше по своей значимости следует выбор класса, который будет в значительной степени влиять на наш стиль игры. 12 классов – это уже достаточное разнообразие, чтобы растеряно смотреть на экран и колебаться. Добавьте сюда еще 46 подклассов (не говоря уже о мультиклассности) – и глаза будут точно разбегаться в поисках наилучшего для вас варианта.
К счастью, не все так страшно, потому что:
- в Baldur’s Gate 3 можно в любой момент сменить свой класс — конечно, предварительно вам следует встретить Скелета в начале первого акта;
- Испортить развитие персонажа и сделать игру непроходимой — невозможно;
- здесь нет откровенно плохих классов.
В бою буквально каждый класс может наносить трехзначный ущерб уже в начале второго акта — и здесь спор о лучших/худших персонажах просто лишен смысла. Кто может собрать себе монаха, который выдает 250 вреда с кулака. В твиттере я видел не одного человека, хваставшегося своим паладином, способным одолеть любого врага с одного удара. О многочисленных проходимцах (Астарионов или сделанных собственноручно) и колдунах с «Мистическим лучом» я вообще молчу.
Впрочем, Baldur’s Gate 3 — это не только стычки и мера силой ударов или заклятий. Поэтому тестируя все игровые классы, я обращал внимание на следующие «критерии оценки»:
- Бой: и речь здесь не только о чистом вреде, но и о возможности контроля врагов и поддержки союзников.
- Диалоги: эффективность классов в социальных взаимодействиях с учетом не только выбранных нами проверок специализаций, но и пассивных бросков кубика, которые игра делает сама на словах рассказчика.
- Исследование: эффективность пассивных проверок при передвижении локацией, замечании полезных мелочей и обнаружении секретов.
Само собой, ни один класс не безупречен во всех этих аспектах, но этого и не нужно, потому что у нас еще может быть три спутника, способных взять на себя часть функций и перекрыть часть недостатков. Следовательно, вы увидите скорее не нумерованный рейтинг от сильнейшего до самого слабого, а категории классов, которые помогут вам определяться, кого взять для следующего прохождения и как его применять / с кем комбинировать.
ЛУЧШИЕ КЛАССЫ В BALDUR’S GATE 3
Первая категория вполне очевидна — это фактические мастера на все руки, которые все равно могут переломить ход боя или без проблем пройти проверки в диалогах. Они лучше всего подходят для первого прохождения вашим персонажем, потому что к ним можно приспособить любую комбинацию спутников, и брать тех, кто нравится, а не кто самый полезный в бою.
Бард
- Роль: поддержка, нападающий
- Характеристики: харизма → ловкость / телосложение
Если вам хочется большинство проблем в игре решать не острым лезвием, а острым словом, то бард – идеальный выбор для вас. Его бонусы от харизмы и разговорных специализаций очень скоро доведут вас до момента, когда зафейлить проверку красноречия будет сложно, а после середины второго акта — практически невозможно («практически», потому что на кубике все же будет оставаться 1, которая нивелирует все бонусы ).
Бард — один из лучших кассов поддержки, цемент, скрепляющий все возможные комбинации приключенцев. Со старта он имеет совершенно неплохой набор заклятий контроля, а также уникальное действие «Бардовское вдохновение», которое дает приличный бонус к броскам атаки, проверкам умений и броскам противодействия для ваших союзников. В первом акте, встретив бардесу Алфиру, вы также можете разжиться Крысаней здоровья — эта шляпа вдобавок к обычным бонусам «Бардовского вдохновения» еще и будет восстанавливать немного здоровья (хотя барду и так можно набрать целебных заклятий/песен). Ну а на 4-м уровне заряды вдохновения будут восстанавливаться уже не после долгого, а после короткого отдыха, что позволит вам всегда иметь под рукой хорошее усиление для спутников.
Однако самый большой шик барда — это возможность в любое время заиграть на музыкальном инструменте и привлечь внимание окружающих. В мирных обстоятельствах так удобно охотиться за содержанием чужих карманов (мой персонаж устраивает шоу, а предварительно отцепленный от остальной группы Астарион обворовывает слушателей), а в бою у врагов тоже есть шанс отвлечься на искусную игру или хотя бы получить штрафы к броскам кубика.
Что касается подклассов, то бард — один из тех, кто не имеет очевидно провальных подклассов. Коллегия знаний дает вам дополнительные образовательные специализации и отлично подходит для лучшего ролевого отыгрыша, коллегия отваги поможет создать ультимативного усилителя вашей группы, а коллегия мечей переквалифицирует барда в вполне сознательного нападающего.
Клирик
- Роль: поддержка, целитель, танк
- Характеристики: мудрость → ловкость / телосложение
- Лучший подкласс: Царь светлая
Так, клирики — наименее популярный среди игроков класс в Baldur’s Gate 3. Причиной этого очевидно является Тинесерда, которую в своей активной группе держит достаточно много игроков. Впрочем, это никак не упраздняет того, что клирики являются одним из лучших классов в игре. Основной их приоритет — исцеление, нанесение лучевого вреда (для этого следует выбрать область света) и усиление союзников заклятием «Направление», которое дает небольшой бонус ко всем проверкам.
Физический вред им наносить получается не так хорошо, но благодаря стартовым средним доспехам и щиту клирики могут неплохо принимать удар. Дайте клирику нормальную броню (или выкуйте чешуйчатые доспехи в адамантиновой кузнице), и будет вам хороший танк — сам не сляжет с двух ударов (чем обычно грешат такие архетипы) и еще и друзей прикроет. Клирик с Гейлом за спиной – это очень даже мощная пара.
Впрочем, если вам не хочется ни брать с собой Тинесерду, ни самому создать клирика, а барда под рукой тоже нет, подумайте о создании мультиклассового персонажа — клирик и бард 3-4 уровней очень даже хорошо подходят к откровенно боевым классам.
Паладин
- Роль: нападающий, поддержка, целитель, танк
- Характеристики: сила → харизма / телосложение
- Лучший подкласс: Обит правдивым
Не буду врать: если бы речь в этом тексте шла только об эффективности классов в боях, то паладин единолично был бы на первом месте, так хорошо он чувствует себя в любой роли. Это, по сути, клирик в тяжелой броне, то есть у нас со старта закрыты вопросы танкирования, исцеления и волшебства. Паладин имеет не так много заклятий, однако это компенсируется их силой. Одна только «Божья кара», которую персонаж получит на 2-м уровне, может решить три четверти всех ваших проблем, а еще потом будут дополнительные наказания с разнообразными эффектами при ударах.
Однако настоящая причина мощности паладина – это наращивание обета, основные заказы паладинских подклассов. Например, если в вашей группе нет единоличного целителя, то это вполне компенсирует подкласс «Обит древним» и его «Целебное сияние» — заклятие, которое лечит всю вашу группу и потом еще срабатывает в начале следующего хода. Каждый подкласс имеет в запасе не менее мощное орудие, которое неожиданно тривиализирует немало тяжелых боев.
Ну и еще одна причина выбрать паладина — это скрытый подкласс, который просится для «злого» прохождения.
Чародей
- Роль: нападающий
- Характеристики: харизма → телосложение / ловкость
- Лучший класс: Потомок дракона
Каждый из магических классов – это источник невероятной мощности, плоды которой способны укрывать полэкрана. Но все же волшебники возвышаются среди остальных благодаря метамагии — классовой особенности, позволяющей за очки волшебства модифицировать эффекты ваших заклинаний и заговоров, например, поразить несколько целей вместо одной или метнуть кому-то огонек в писок дважды, а не раз.
А так как этот класс базируется на харизме, то он идеально подходит на роль главного говоруна вашей группы, практически ничем не уступая барду в этом плане. К тому же, на нашем пути встретятся хорошие волшебник (Гейл) и колдун (Вилл), а вот чародея среди компаньонов нет, поэтому это еще одна причина взять себе этот класс. Ну а любителям неодинарного облика стоит обратить внимание на чародеев из-за их подкласса «Потомок дракона», который даст другим расам красивую чешую на лбу и скулах. Ну и еще несколько полезных преимуществ – драконью стойкость, стихийные атаки и полет.
Еще один важный нюанс: чародеи ничего особенно не получают от мультиклассовости, поэтому если вы начали играть за чародея, то доводите дело до конца. Но если вы играете другим классом, и в определенный момент захотели себе смешать его с чародеем, то вперед хуже не будет.
МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА
В этой категории собраны классы, которые хоть и не позатыкают вам всех дыр в бою, диалогах и исследовании, удивительно эффективны в отдельных ролях, имеют свою горсть уникальных особенностей и достаточно хорошо придаются мультиклассности — вы можете без лишних раздумий забросить к ним представителей предыдущей категории или даже смешать между собой, и в любом случае будете в выигрыше.
Боец
- Роль: нападающий
- Характеристики: сила → ловкость / телосложение
- Лучший подкласс: Искусный воин
С бойцом тоже ситуация неоднозначная, потому что у вас чуть ли не со старта будет возможность завербовать Лейзель. Но если вы уже решили, что не будете держать ее в основном отряде, то боец – вполне уместный выбор, если вам хочется максимально простого и удобного класса. Боец — абсолютный монстр в ближнем и дальнем бою (конечно, если вы позаботитесь о хорошем арбалете), который также имеет немалый арсенал приемов под разные ситуации.
Что касается подклассов, то «Мастерский воин» до сих пор выглядит лучше. Если вам все же хочется немного разнообразить махание железками, то вместо «Мистичного рыцаря» лучше открыть мультикласс и взять себе несколько уровней барда или чародея. При этом и повысится эффективность разговорных проверок.
Варвар
- Роль: нападающий, танк
- Характеристики: сила → телосложение
- Лучший подкласс: Путь берсерка
Варвар — это боец, у которого больше здоровья, больше вреда и больший, так сказать, радиус поражения. Добавляем сюда ярость, которая усиливает наши атаки и защиту, позволяет швырять врагов друг в друга и превращать дополнительное действие в полноценный удар, а также механику дерзкой атаки, которая дает вам преимущества при бросках — и мы имеем безудержную стихию, движущую силу нашего боевого формирования.
Но имейте в виду: хотя варвары властвуют на боли боя благодаря высокой силе и телосложению, за пределами схваток они чувствуют себя уже не так уверенно. Впрочем, это не значит, что варвары не могут решать проблемы бескровно. Умеют, просто это все равно сводится к запугиванию и угрозам. Поэтому мультиклассы с бардами/чародеями сюда тоже будут неплохо подходить. Но если вы хотите пойти против системы и сделать ультимативного воина, то можете скомбинировать себе варвара и бойца. Как ни странно, они прекрасно подходят вместе, кого бы вы ни взяли основным классом.
Волшебник
- Роль: нападающий
- Характеристики: интеллект → ловкость
- Лучший подкласс: Призвание
Волшебник недалеко убежал от паладина за своей эффективностью в бою — стоит вам будет выбрать школу призвания (фактически один из всего лишь двух действенных подклассов волшебника; другим есть насилие), показатели ущерба вскоре будут достигать больших высот. Ко всему, волшебники имеют доступ к наибольшему количеству заклятий, которые можно изучить или заготовить. Единственное, чем они в этом плане уступают чародеям, так это отсутствием упомянутой выше метамагии.
Плюс в отличие от многих ролевых игр, где интеллект является ключом к альтернативному решению многих ситуаций, в Baldur’s Gate 3 эта характеристика не так помощна в диалогах и исследовании среды. Опять же, харизматические барды и чародеи имеют преимущество.
Колдун
- Роль: нападающий
- Характеристики: харизма → телосложение / ловкость
- Лучший подкласс: Нечистый
Колдун – еще один отличный вариант для вашего персонажа. Уже на старте игры у вас будет базовый набор для ослабления врагов, чтобы они были более уязвимы к вашим атакам, но основной рабочей лошадкой колдуна является «Мистический луч», которым вы теоретически можете спамить вплоть до конца игры — только сначала возьмите на 2-м уровне улучшения Беспощадный луч и Поразительный луч. В общем, колдуны имеют несколько ограниченный выбор магического арсенала по сравнению с остальными заклинателями, но это компенсируют фамильяры (на 3-м уровне выберите «Соглашение цепи»), довольно действенные пассивки и возможность восстанавливать ячейки после короткого отдыха.
С другой стороны, вы можете сосредоточиться на ближнем бою с «Сделкой клинка», сделав некоего ведьмака, рубящего мечом все живое и не очень. Правда, заправляется он не снадобьями, а своим волшебством, которое изменяет основную характеристику просчета физического вреда на харизму, что является безусловным плюсом.
Ко всему прочему, колдун — одно из лучших приложений для мультиклассовых персонажей. Прежде всего, из-за доступа к нескольким заказам дальнего действия — а многие сильные классы такого добра не имеют. В общем, колдун достаточно универсален и найдет себе применение во многих различных ситуациях или композициях вашего отряда.
КЛАССЫ, ОТ КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕГО
Представители этой категории хорошо делают то, чего от них ожидаешь – не меньше и, к сожалению, не больше. Эти классы уступают другим или гибкостью своих возможностей, или вреду, или просто делают то же, но немного хуже. Впрочем, если вам плевать на условную эффективность и вы четко уверены, что хотите играть именно этим классом, а не кем-то другим, тогда вперед.
Проходимец
- Роль: нападающий (коварный)
- Характеристики: ловкость
- Лучший подкласс: не Мистический фокусник
Стелс в Baldur’s Gate 3 просто до сыворотки сильный, и уже одного только «Коварного удара» хватает, чтобы четко увидеть, как именно вы можете сломать игру. Возьмите на третьем уровне подкласс «Убийца» — будете видеть на экране совершенно нездоровые числа вреда, выберите «Крадия» — сможете за один ход вырезать до полудесятка врагов. Проходимец является источником невероятной силы… пока все идет по его сценарию.
Проходимцы достаточно зависимы от бросков инициативы. Если вы ходите одним из первых — все отлично, будет время отравить оружие, спрятаться в тени, подкрасться со спины и т.д. Но если ваш ход выпадет после вражеского, то должно подготовиться не получится и придется держать вражеский удар — а до этого проходимец не слишком удается из-за низкого класса брони и малого объема здоровья.
Зато при исследовании локаций проходимец снова сияет, как новая копейка. Его набор полезных умений достаточно велик, и полноценной замены ему не составит никто — разве что бард коллегии знаний, имевший преступное прошлое. Поэтому в той или иной форме проходимец тоже нужен любому набору приключений.
Друид
- Роль: нападающий, поддержка
- Характеристики: мудрость → ловкость/телосложение
- Лучший подкласс: Круг земли
Друид — до безумия крутой персонаж на бумаге. Мы объединяемся с природой, можем общаться с растениями и животными, обращаться на кота, барсука или медведя, а также создать армию грибных зомбаков! Для ролевого отыгрыша или исследования это просто топ.
Однако в реальности друид хоть и является мастером на все руки, но толком не доведет ничего. Да, перевоплощение выглядит очень увлекательно, но в форме животного мы не можем применять заклятие. И вообще хоть и друид имеет неплохие волшебства в запасе, он начисто проигрывает в этом плане трем основным магическим классам.
С танкированием ситуация тоже сомнительна, потому что хотя друид достаточно хорошо держит вражеский удар (прежде всего благодаря совершенно отдельному запасу здоровья в форме животного), упомянутые выше потенциальные танки справляются с этой задачей получше, да еще в большинстве своем имеют умение для контроля врагов.
Монах
- Роль: нападающий
- Характеристики: мудрость, ловкость
- Лучший подкласс: Путь тени
Пусть вас не пугает расположение монаха в этом списке. Baldur’s Gate 3 – это все же ролевая игра, где вы воплощаете свои фантазии. И если вам хотелось бы создать свой фэнтезийный аналог шиноби или аватара Аанга, то монах просто создан для этого. Тем более, что для атак голыми руками монах имеет гораздо больше уникальных анимаций. Контроль над стихиями, управление энергией, один точный удар, от которого соперник может взорваться, молниеносное перемещение в темноте — этот класс колорит по самые уши!
Впрочем, в отличие от проходимца, совершенно безупречного в своей нише, монаху как раз-таки не хватает специализации, хотя казалось бы здесь тоже речь о мобильности, стеллах и быстрых убийствах точными ударами. В плане волшебства он тоже бледнеет рядом с другими классами. Было бы в нашей группе 6 или хотя бы 5 персонажей, я умолял бы вас непременно добавить туда одного монаха, потому что это просто праздник для глаз. Но у нас всего четыре свободных места, поэтому… *вздыхает*
Как бы там ни было, а одно полное прохождение за монаха я в конце концов все же сделаю.
СЛЕДОПЫТ
Да, это отдельная категория для одного-единственного класса. Такова жизнь ¯_(ツ)_/¯
Следопыт
- Роль: нападающий
- Характеристики: ловкость → мудрость/телосложение
- Лучший подкласс: Обладатель зверей
Напоминаю, слова «худший», «самый слабый» или «плохой» некорректны для классов Baldur’s Gate 3 — здесь работают все и все, вопросы только в обстоятельствах. Однако так уж сложилось, что практически все трюки в арсенале следопыта другие классы делают лучше. «Практически», потому что существует подкласс «Властелин зверей», который позволяет приложить себе на помощь мишку, кабана, волка, гигантского паука или ворона, каждый из которых имеет свои преимущества и умения. Однако самое главное – это увеличение вашей группы на одну боевую единицу.
Другая ситуация, где следопыт выглядит уместным – мультиклассовое приложение к проходимцу. Но заметьте, это сработает только с подклассом «Морочный ловец». Убийца, приправленный мрачным ловцом (т.е. этот мультикласс минимально начнет действовать не раньше 6-го уровня) получает солидный бонус к ущербу на первом ходу, что делает его лучшим инициатором любого боя, особенно с (мини) боссами.
Впрочем, как было сказано еще в начале этой статьи, сам по себе один класс погоды не делает, потому что у него есть еще три спутника, которые могут взять на себя часть функций или компенсировать слабые места вашего персонажа. И поскольку десятки часов испытания разных классов тоже не проходили в соло, то заодно хочу поделиться теми композициями отрядов, которые показались мне особенно удачными.
- Паладин игрока
- Тенесерда
- Гейл
- Асторион
Если бы меня попросили назвать лучшую четверку для прохождения игры, то я бы наверняка остановился на этой комбинации. Здесь у нас есть буквально ключи ко всем дверям – эффективный арсенал для боя (вред, исцеление, контроль), порядок в разговорных секциях и пристальные глаза Астариона для исследования и разведки.
Палладина при необходимости можно скрестить с колдуном, чтобы получить несколько заговоров дальнего боя. Тенесерда уже вполне самодостаточна, но если вы готовы променять ее заклятие контроля на максимизацию исцеления, то смените ее «Царь притворства» на «Царь жизни». Гейлу для такого этапа берем школу призвания, а для Астариона каждый из двух актуальных подклассов (напоминаю, избегайте «Мистичного фокусника») будет подходить, а если вам очень хочется, то сделайте ему впоследствии мультикласс со следопытом, как написано выше.
- Бард игрока
- Карлок
- Гейл
- Тенесерда
Сетап, которым я пользуюсь на своем основном персонаже. Ситуативно вместо Карлак я беру Астариона, но это скорее для тех локаций/ситуаций, где он мне кажется уместным как персонаж, потому что его игрладные функции в большинстве своем и так выполняет мой бард.
Другие действенные группы:
- Чародей / колдун игрока – диалоги / вред
- Лей’зель – танкирование / вред
- Тенесерда – поддержка
- Астарион – жалко
- Боец / варвар / монах игрока – танкирование / вред
- Вилл – диалоги
- Тенесерда – поддержка
- Астарион – жалко
- Друид/клирик игрока — поддержка/исцеление
- Карлак / Лей’зель — танкирование / вред
- Вилл – диалоги
- Астарион – жалко
Как вы наверняка заметили, как только мы берем класс, который имеет кто-то из наших спутников, мы фактически его заменяем. Плюс если ваш персонаж не относится к «харизматической четверке» (паладин, бард, чародей, колдун), у вас практически не остается другого выбора, кроме как брать Вилла на роль вашего основного говоруна. Или позволить вашему персонажу быть настоящим главным героем этой истории, самому расплачиваясь за все свои слова и поступки. Потому что это одна из самых больших удовольствий в Baldur’s Gate 3 (и всех хороших роликах в целом).
Содержание статьи
- ЛУЧШИЕ КЛАССЫ В BALDUR’S GATE 3
- Бард
- Клирик
- Паладин
- Чародей
- МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА
- Боец
- Варвар
- Волшебник
- Колдун
- КЛАССЫ, ОТ КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕГО
- Проходимец
- Друид
- Монах
- СЛЕДОПЫТ
- Следопыт