Наши NAVI стали первыми чемпионами мира по Counter-Strike 2, с чем мы их еще раз поздравляем (если кто-то вдруг забыл, в свое время именно Natus Vincere стали и первыми чемпионами по Dota 2 на том самом легендарном первом The International в 2011 году в Кельне ). Призовой фонд турнира PGL CS2 Major Copenhagen 2024, на этот раз выигравший NAVI, составил $1,25 млн из которых $500 тыс. досталось команде победителю, то есть пяти игрокам NAVI. А сколько вообще зарабатывают современные киберспортсмены?
Профессиональный игрок Косс, главный герой первого полнометражного фильма режиссера Олега Сенцова Гамер (2011), разочаровывается в играх, которые не могут дать ему ни популярности, ни денег. Интересно, что съемки ленты частично происходили во время турнира World Cyber Games 2010, на котором та же NAVI стала золотым призером из Counter-Strike 1.6, а год спустя другая команда NAVI получила приз The International из Dota 2, то есть профессионально киберспортсмены, сознательно выбравшие именно такую карьеру в Украине уже существовали. Но началось все это, конечно же, гораздо раньше и в США.
Киберспорт. Начало – крестики-нолики, Space Invaders и другие
Любительские и промоутерские турниры по видеоиграм проводились с самого начала существования таких игр. Во время демонстрации одной из первых видеоигр Bertie the Brain, состоявшейся на Канадской национальной выставке 1950 г., длинная очередь из желающих выискивалась к огромному компьютеру, чтобы сыграть с ним в Tic-tac-toe, то есть Крестики-нолики. Конечно, о денежных призах тогда речь не шла. Но вскоре они появились.
Считается, что первым настоящим соревнованием по видеоиграм был турнир по Spacewar! среди студентов Стэнфордского университета, прошедшего 19 октября 1972 г. Кстати, первая версия Spacewar! вышла еще на компьютере (не ПК!) PDP-1 в 1962 году. Главный приз был символичен, но достаточно желателен, как для студентов 1970-х годов – подписка на музыкальный журнал Rolling Stone. Отдельно проводились индивидуальные и командные соревнования. Следует заметить, что Spacewar! изначально была исключительно мультиплеерной игрой.
Но, конечно же, корни киберспорта тянутся в первую очередь к соревнованиям с глазу на глаз, или за место в Топ 10 в залах аркадных автоматов США и Японии. И именно производители аркадных автоматов начали создавать из этого спорт, конечно для увеличения прибыли от собственных автоматов. Первый турнир подобного рода, All Japan TV Game Championships, хорошо известная игрокам Sega провела уже в 1974 году. Соревнования проходили в 300 (!) локациях, конечно же по аркадам, по всей Японии с финалом в формате Single-elimination в токийском отеле «Пасифик». Призы здесь были уже посолиднее – телевизоры (даже цветные!), диктофоны, радиоприемники. Sega действительно привлекла внимание общества к играм, потому что соревнования освещали даже ведущие японские газеты.
Игра Space Invaders, появившаяся в 1978 году на аркадных автоматах Taito, поддерживала постоянный High score для всех игроков, позже подобную функцию добавили и в другие игры, и началось соревнование за первые строчки таблицы рекордов. Именно поэтому, когда в 1980 г. Atari решила провести Space Invaders Championship, недостатка желающих не было, в соревнованиях приняли участие более 10 тыс. игроков со всех уголков США. Неожиданно для себя самого турнир выиграл 17-летний Уильям Сальвадор Хайнеман (сейчас это женщина Ребекка Энн Хейнеман). Через три года Хайнеман, вместе с хорошо известным Брайаном Фарго, основали легендарную компанию Interplay Entertainment, в которой бывший киберспортсмен работал над The Bard’s Tale, Dragon Wars, Baldur’s Gate II и другими играми.
Далее подобные турниры по разным играм начали проводиться регулярно, появилось даже отдельное телешоу Starcade, которое выходило на каналах WTBS и Syndicated в течение 1982-1984 гг. (4 сезона, 127 эпизодов). Игроки Starcade должны были за ограниченное время набрать больше баллов чем соперники, выбирая из таких игр как Defender, Centipede и Pac-Man. В финале использовались Berzerk и Asteroids Deluxe. В 2022 г. обсуждалась идея возродить шоу, но не сложилось.
Эра DOOM – файтинги, Джон Ромеро, красное Ferrari и все-все-все…
Дальнейший рост популярности видеоигр как соревновательной дисциплины связывают с файтингами, например, с Street Fighter II, который дал игрокам возможность сражаться лицом к лицу, а не за абстрактное место в Топ 10. С 1996 г. в США проводятся турниры Evolution Championship Series (EVO) только по файтингам. Сейчас серия принадлежит Sony Interactive Entertainment, и в этом году EVO пройдет в июле в Лас-Вегасе. Соревновательные дисциплины 2024: Tekken 8, Street Fighter 6, Mortal Kombat 1, The King of Fighters XV, Guilty Gear Strive, Granblue Fantasy Versus: Rising, Under Night In-Birth II, Street Fighter III: 3rd Strike. Призовой фонд для каждой из игр – $30 тыс., то есть в общей сложности $240 тыс.
Кроме того, большой вклад в соревновательную культуру видеоигр и становление киберспорта внесли турниры серии Nintendo World Championships, которые проходили в США с 1990 по 2017 гг. в 29 городах США. Игроки соперничали в кастомизированных версиях трех игр – Super Mario Bros. (1985), Rad Racer (1987) и Tetris (1989). Победитель в каждой из категорий в финале получал $10 тыс. (в облигациях, потому что дети), автомобиль 1990 Geo Metro Convertible, 40-дюймовый проекционный телевизор и золотую статуэтку Марио.
Нисколько не унижая заслуг Evolution Championship Series и Nintendo World Championships, мы считаем, что гораздо важнее для зарождения киберспорта стало развитие интернета и появление сетевых шутеров, а именно режима Deathmatch в DOOM (1993). И здесь нужно отдать должное Джону Ромеро, который не только придумал сам термин Deathmatch, но и своим упорством, наглостью и агрессивностью создал и зажег целое коммьюнити игроков, желавших побеждать. Да, благодаря Ромеро оно получилось немного слишком агрессивным и токсичным, но это лишь подкармливало дух соперничества.
«Конечно, стрелять в монстров было весело, но в конце концов это были бездушные создания, которыми управлял компьютер. Теперь игроки могли играть против спонтанных людей – противников, которые могли думать, вырабатывать собственную стратегию и взывать «Мы можем убивать друг друга!». Если мы сможем это сделать, это будет самая крутая игра, которую планета Земля когда-либо видела за всю свою историю! – вспоминает Джон Ромеро те времена.
Кстати, сам Ромеро говорит, что создатели DOOM Deathmatch вдохновлялись файтингами – Street Fighter II, Fatal Fury и Art of Fighting. Турниры по DOOM, а позже и Quake (1996) стали регулярными. На первых порах Ромеро лично участвовал в соревнованиях, подстрекая игроков.
С 1996 г. начали проходить ежегодные мероприятия QuakeCon, на которых презентовали новые игры id Software и, конечно же, соревновались за призы в предыдущих играх. Поначалу это были только футболки:).
Именно с id Software и Quake связан один из самых удивительных и ценных призов в истории киберспорта. Во время турнира Red Annihilation 1997 г. технический директор и создатель движителей всех игр id Джон Кармак выставил в качестве главного приза свою кастомизированную красную Ferrari 328 (Кармак был фанатом модернизации авто). Кстати, у Ромеро был такой же Ferrari, только желтый, но к тому времени Ромеро уже поссорился с Кармаком и ушел из компании делать свою Daikatana.
Ferrari получил известный игрок Деннис Tresh Фонг, которого считают первым профессиональным киберспортсменом, потому что он буквально жил с турниров, ежегодно выигрывая в разных соревнованиях более $100 тыс. Кстати, именно Tresh популяризировал комбинацию клавиш WASD, которая сейчас используется в шутерах по умолчанию.
В том же 1997 году была создана Cyberathlete Professional League, одна из первых профессиональных киберспортивных ассоциаций, проводивших крупные турниры.
Именно с DOOM, Quake и появлением первых компьютерных клубов связано зарождение киберспорта в Украине. А дальше в киберспорт пришли большие деньги.
Трейлер фильма “Гамер” (2011), режиссера Олега Сенцова
Игры, приносящие деньги
2000-е годы были связаны с бурным ростом киберспорта, особенно в Восточной Азии. Тон задавала Южная Корея, в которой все точно сошли с ума за видеоиграми, особенно стратегиями реального времени – StarCraft, WarCraft III, Dota. Игроки становились известными на всю страну селебритом, выходили многочисленные киберспортивные шоу и существовали даже отдельные игровые телеканалы. Долгое время азиатские игроки считались почти непобедимыми в RTS/MOBA.
На киберспорт стали обращать внимание производители компьютерного, особенно игрового железа. Samsung с 2000 г. проводил собственные киберигры World Cyber Games. Они, кстати, все еще существуют, но уже без Samsung и как небольшие региональные состязания. У Intel были именные Intel Extreme Masters, тоже, кстати, все еще производятся, Intel Extreme Masters 2024 из Counter-Strike 2 пройдет 8-14 апреля 2024 г. в Китае, призовой фонд – $250 тыс. Турниры из Call of Duty: проводила Major League Gaming, которая сейчас принадлежит Activision Blizzard, то есть Microsoft.
Турниров стало много, призы выросли, киберспортивные соревнования стали собирать большие арены и многочисленную аудиторию в онлайн. В 2000-2010-х каждый разработчик игр мечтал иметь в своем проекте киберспортивную составляющую. Соревновательный режим прикрутили даже к World of Tanks, но не взлетело.
Несмотря на то, что соревновательный режим сейчас почти во всех AAA-видеоиграх, киберспортивными дисциплинами остаются лишь несколько из них. И их популярность легко ранжировать по размеру призового фонда. Где больше денег, там больше и игроков. Сайт Esports Earnings много лет тщательно собирает статистику как индивидуальных игроков, так и команд или игр, поэтому давайте посмотрим, что они говорят о главных играх киберспорта.
Киберспортивные дисциплины по размеру призового фонда
1. Dota 2 (2012, Valve) – $345 млн
2. Fortnite (2017, Epic Games) – $180 млн
3. Counter-Strike: Global Offensive (2012, Valve) – $162 млн
4. Legends (2009, Tencent Games) – $108 млн
5. Arena of Valor (2016, Tencent Games) – $89 млн
6. PlayerUnknown’s Battlegrounds Mobile (2018, Tencent Games) – $80 млн
7. PlayerUnknown’s Battlegrounds (2017, млн
8. Tom Clancy’s Rainbow Six Siege (2015, Ubisoft) – $44 млн
9. StarCraft II (2010, Blizzard Entertainment) – $41 млн
10. Rocket League (2015, Epic Games) – $37 млн
Среди других крупных киберспортивных игр: Overwatch, Hearthstone, Valorant, Apex Legends, CrossFire, Heroes of the Storm, Call of Duty: Warzone. Легко увидеть, что сейчас на рынке киберспорта доминирует всего несколько компаний, которые зарабатывают на этих играх гораздо больше, чем тратят на призовые. Это Valve, Epic Games и Tencent Games. В роли догоняющих Microsoft, Ubisoft и EA.
Понятно, что самые большие турниры тоже связаны с вышеупомянутыми играми. И здесь кому-то очень тяжело соперничать с Valve, которая буквально финансирует турниры за счет зрителей/игроков.
Киберспортивные турниры с крупнейшим призовым фондом
1. The International 2021 (Dota 2) – $40 млн
2. The International 2019 (Dota 2) – $34 млн
3. The International 2018 (Dota 2) – $25 млн
4. The International 2017 (Dota 2 ) ) – $24 млн
5. The International 2016 (Dota 2) – $20 млн
6. The International 2022 (Dota 2) – $19 млн
7. The International 2015 (Dota 2) – $18 млн
8. Fortnite World Cup Finals 2019 (Fortnite – Solo) – $15 млн
9. Riyadh Masters 2023 (Dota 2) – $15 млн
10. Fortnite World Cup Finals 2019 (Fortnite – Duo) – $15 млн
Сколько зарабатывают лучшие киберспортсмены
Конечно, заработкам киберспортсменов еще далеко до заработков профессиональных футболистов, баскетболистов или пилотов Formula 1. Если сравнивать призовые киберспортсменов с деньгами, которые зарабатывают игроки в похожих по принципу начисления денежных наград видах спорта, то есть с гольфистами и теннисистами .
Скажем, лучшие киберспортсмены попадают разве что в Топ 300 лучших по карьерному заработку гольфистов. Что уж говорить о Тайгере Вудсе с его $120 млн призовых. Почти такие же деньги и в теннисе: Новак Джокович – $181 млн, Рафаэль Надаль – $134 млн, Роджер Федерер – $130 млн, Серена Уильямс – $94.
Но если брать игроков не с первой десятки, то разрыв не выглядит таким уж сверхбольшим, особенно если принять во внимание молодой возраст самого киберспорта по сравнению с профессиональным гольфом или теннисом. Например, 100-е место PGA Tour – это уже $18 млн. Лучшая украинская теннисистка Элина Свитолина заработала за карьеру $23 млн. Так, это все еще существенно выше $7 млн призовых лучшего киберспортсмена Йохана N0tail Сундштайна (двухкратный чемпион The International по Dota 2), но разница уже не так поразительна. Кстати, Сундштайн – фаререц, представитель крохотной народности (около 70 тыс. человек), проживающий на Фарерских островах, учредительной стране Королевства Дания.
Посмотрим на список лучших по размеру призовых киберспортсменов планеты. Опять же по данным сайта Esports Earnings.
Лучшие кибератлеты по размеру призовых (все Dota 2)
1. Йохан N0tail Сундштайн (Дания) – $7,1 млн.
2. Джесси JerAx Вайникка (Финляндия) – $6,5 млн.
3. Анатан ana Фам (Австралия) – $6 млн.
4. Себасть Ceb Дебс (Франция) – $5,9 млн
5. Топиас Topson Таавицайнен (Финляндия) – $5,7 млн
6. Ярослав Miposhka Найденов (Россия) – $5,6 млн
7. Илья Yatoro Мулярчук (Украина) – $5,4 млн
8 Магомед Collapse Халилов (Россия) – $5,4 млн
9. Мирослав Mira Колпаков (Украина) – $5,4 млн
10. Куро KuroKy Такхасоми (Германия) $5,3 млн
Казалось бы, в Топ 10 лучших игроков планеты два украинца, есть чем гордиться… но есть нюанс. Илья Мулярчук и Мирослав Колпаков заработали эти деньги, играя вместе с россиянами в составе российской киберспортивной команды Team Spirit. При этом они присоединились к ней в 2020 и 2021 гг., то есть на 6 и 7 лет войны. Особенно цинично это выглядит, если упомянуть, что Илья Мулярчук родился и провел детство в Буче.
Львиная доля Топ 100 лучших киберспортсменов играет в Dota 2, спасибо безумным призам The International. Первый игрок не в Dota в этом списке – Питер dupreeh Расмуссен (Дания, Counter-Strike: Global Offensive), только 41-й с призовыми в $2,2 млн.
А что в Украине?
Как и во всем мире в Украине больше всего играют в Dota 2 и в Counter-Strike разных версий. Когда наши, а именно одессит Алексей White-Ra Крупник, круто играли в StarCraft, Алексей даже стал незаурядным селебритом в Южной Корее и Китае. Кстати, турниры по StarCraft II проходят и сейчас и даже с призовыми фондами уровня $500 тыс. Кроме того, украинцы неплохо играли в World of Tanks (когда турниры по этой игре еще проводились), PUBG, Hearthstone, Fortnite и т.д.
Вот какие данные сайт Esports Earnings имеет популярные у украинских игроков игры.
Самые популярные среди украинцев киберспортивные дисциплины по размеру выигрышей
1. Dota 2 – $21,8 млн
2. Counter-Strike: Global Offensive – $6 млн
3. PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS – $946 тыс.
4. World of Tanks – $884 тыс.
5. Hearthstone – $825 тыс.
6. Counter-Strike – $719 тыс
7. Fortnite – $685 тыс
8. Counter-Strike 2 – $585 тыс
9. League of Legends – $471 тыс
10. StarCraft II – $415 тыс
Конечно, есть такой же рейтинг украинских игроков и по призовым. Ники в нем известны болельщикам не хуже, чем фамилии известных футболистов. Но, как было отмечено выше, некоторые из украинских игроков в нем украинские только номинально.
Рейтинг украинских кибератлетов по призовым
1. Илья Yatoro Мулярчук (Dota 2) – $5,4 млн
2. Мирослав Mira Колпаков (Dota 2) – $5,4 млн
3. Роман Resolut1on Фоминок (Dota 2) – $2,1 млн
4. Александр s1mple Костилев (Counter-Strike: Global Offensive) – $1,7 млн
5. Владимир Noone Миненко (Dota 2) – $1,7 млн
6. Валерий B1t Ваховский (CS: GO, Counter-Strike 2) – $1,2 млн
7 Илья Lil Ильюк – $936 тыс.
8. Даниил Dendi Ишутин (Dota 2) – $827 тыс.
9. Даниил Zeus Тесленко (CS 1.6, Counter-Strike: Global Offensive) – $793 тыс.
10. Иоанн Edward Сухарев (CS 1). Counter-Strike: Global Offensive) – $722 тыс.
Сколько зарабатывают команды
Отдельный рейтинг ведется и по командам, которые сейчас обычно выступают сразу в нескольких дисциплинах. И здесь наши NAVI на высоте.
Лучшие киберспортивные команды по размеру призовых
1. Team Liquid (Нидерланды) – $48,6 млн
2. OG (Дания) – $38 млн
3. Team Spirit (Россия) – $29,7 млн
4. Evil Geniuses (США) – $28,6 млн
5. Natus Vincere (Украина) – $21,7 млн
6. Team Secret (США) – $20 млн
7. Fnatic (Великобритания) – $20 млн
8. Virtus.pro (Россия) – $19,9 млн
9. FaZe Clan (США) – $19,5 млн
10. Paris Saint-Germain Esports (Франция) – $19 млн
Современные киберспортивные команды, как и команды других видов спорта, тому же футболу или баскетболу, это мощные коммерческие организации, не имеющие влиятельных спонсоров, выпускающих собственный марчендайз, форму, игровые контроллеры, видеокарты и т.д. И зарабатывают они совсем не из призовых.
Среди спонсоров топ-команд такие всемирно известные бренды как: NVIDIA, Red Bull, Honda, L’Oréal, SAP SE, Twitch, BMW, Corsair Gaming, Alienware, HyperX, Marvel Entertainment, Monster Energy, SteelSeries, Hewlett Packard Enterprise, LG UltraGear , Puma, Logitech, Nissan, Philips и другие. Набор не хуже, чем в какой-нибудь Formula 1.
Более того, известные спортивные клубы начинают создавать киберспортивные команды, как вот тот же французский Paris Saint-Germain Esports, известный в первую очередь благодаря футбольному клубу. Что ж, теперь PSG известен и благодаря Dota 2 и скорее всего современная молодежь в первую очередь обратит внимание на киберспортивную команду, а потом уже на футбольную.
Даже трехкратный чемпион мира по Formula 1 Макс Ферстаппен имеет собственную киберспортивную команду, конечно, по рейсингу, и мечты однажды привести киберспортсменов в реальную гонку.
Так что сомнения в том, что киберспорт это не совсем спорт, можно оставить в прошлом. У этих команд и соревнований уже большие деньги, большие турниры, большие спонсоры и большая аудитория. И это только начало.
А в заключение мы еще раз поздравляем NAVI с победой. И ждем новых достижений от наших игроков.
Содержание статьи
- Киберспорт. Начало – крестики-нолики, Space Invaders и другие
- Эра DOOM – файтинги, Джон Ромеро, красное Ferrari и все-все-все…
- Игры, приносящие деньги
- Сколько зарабатывают лучшие киберспортсмены
- А что в Украине?
- Сколько зарабатывают команды