MMORPG, или массовые онлайновые ролевые игры – пожалуй, самые “живущие” по сравнению с представителями других жанров, требующих постоянной поддержки. Если разработчик MMORPG сделал все правильно и создал игровой мир, в котором игрокам интересно проводить свободное время, такая игра может спокойно существовать годами… а то и десятилетиями! Игроки настолько привыкают к любимой вселенной, что игра для них превращается в просто одно из хобби, менять которое без веской причины не хочется.
В этой статье мы собрали самые старые MMORPG, в которые можно поиграть и сейчас, в 2024 году — несмотря на то, что всем им уже исполнилось не менее 20 лет.
Meridian 59 (1996)
Старейшая MMORPG среди живых и одна из самых первых вообще, Meridian 59 получила коммерческий релиз в конце 1996 года (а впервые появилась онлайн еще годом ранее).
Meridian 59 имела базовую 3D-графику со спрайтами, была исполнена в типичном фэнтезийном жанре со средневековым оружием и магией и поддерживала несколько сотен игроков на сервере. Тогдашний издатель The 3DO Company закрыл игру в 2000 году, но через 2 года она была перевыпущена студией Near Death Studios, Inc.
Новый издатель продержал игру до 2010 г., за это время Meridian 59 получила новый двигатель и другие улучшения. После закрытия Near Death Studios, Inc передала игру оригинальным разработчикам и обнародовала исходный код. Сейчас Meridian 59 бесплатно доступна в Steam, где имеет хоть и немного отзывов, но в целом достаточно высокий рейтинг.
Furcadia (1996)
Формально релиз Furcadia состоялся позже Meridian 59 (хотя и всего на пару месяцев), но на самом деле игра существовала под другим названием, DragonSpires, еще с 1994 г. Игра имела свободный доступ и фокусировалась на социальных отношениях и мирном существовании сообщества, а не битвах против монстров или других игроков.
Также игру отличала ориентация на пользовательский контент: вместе с Furcadia разработчик предлагал набор инструментов для создания собственных виртуальных миров, называемых здесь Dreams. Со временем игровое сообщество создало большое количество разных миров, в том числе и базирующихся на популярных книгах, телепередачах и т.д.
Сейчас пользовательская база Furcadia значительно уменьшилась (если верить обсуждению на тематическом субредите в начале этого года — примерно до полутысячи игроков), но игра все же продолжает существовать — через 30 лет после выхода ее предыдущей версии, DragonSpires.
Tibia (1997)
Еще одна MMORPG, борющаяся за звание “старейшей”, Tibia вышла в первые дни 1997 г., то есть через несколько месяцев после первых двух, и разрабатывалась немецкими студентами как хобби.
У Tibia пиксельная 2D-графика с видом сверху и типичный фэнтезийный сеттинг. В игре нужно убивать монстров, чтобы получить лут и прокачать персонажа, есть PvP, квесты, гильдии и т.д. Взаимодействие с NPC происходит через ввод текстовых команд.
Игра имеет свободный доступ и платные премиум аккаунты, максимальная популярность у нее была в 2007 г. — тогда количество активных игроков составляло четверть миллиона, а пиковый онлайн превышал 60 тыс. одновременных игроков. Tibia до сих пор активно поддерживается разработчиком, выпускающим регулярные обновления контента.
Ultima Online (1997)
Самая известная MMORPG, популяризировавшая жанр легендарная игра, а заодно дала ему современное название: именно ее разработчик Ричард Гериот предложил это сокращение, происходящее от MMOG. До выхода Ultima Online (и еще несколько лет спустя, вплоть до начала 2000-х) игры в этом жанре называли “графическими MUD” (Multi User Dungeon, позже – Multi-User Domain) — то есть они считались некой разновидностью текстовых многопользовательских ролевых игр , распространенных в 80-х гг. прошлого столетия.
Ultima Online продолжала традиции предыдущих игр в серии Ultima, но в постоянном мире, и получила немало новых механик, экспериментировавших с социальными функциями и экономикой. В отличие от первых MMORPG, рассчитанных на одновременное присутствие нескольких сот игроков на сервере, Ultima Online поддерживала до нескольких тысяч.
Благодаря этим факторам, а также большой свободе действий, в игре были масштабные активности и возможность играть “альтернативную жизнь”, что и способствовало ее огромной популярности в свое время.
Так, Ultima Online стала первой MMORPG, достигшей тиража в 100 тыс. копий (это намного превышало показатели конкурентов), а в начале 2000-х игра насчитывала четверть миллиона активных подписчиков, приносивших издателю более $1,5 млн ежемесячной абонплаты (при этом сам разработчик перед релизом ориентировался на более скромные показатели в 15 тыс. подписчиков).
Сейчас правами на Ultima Online владеет Electronic Arts, которая перевела ее на модель распространения free-to-play в 2018 г. и продолжает поддерживать до сих пор. Так, на официальном сайте можно приобрести разные дополнения, а позже в этом году даже планируется запуск нового сервера с “классической” версией игры – Ultima Online: New Legacy.
EverQuest (1999)
EverQuest вышла в начале 1999 г. и считается первой коммерчески успешной MMORPG, использовавшей 3D-движитель. Как и другие ранние игры этого жанра, она вдохновлялась текстовыми ролевыми играми (в частности DikuMUD) и имела традиционный сеттинг фэнтезийного средневековья.
Разработка EverQuest началась в 1996 г. – после того, как Sony увидела успех Meridian 59 и поняла перспективность жанра. Уже в первый год после релиза игра обошла Ultima Online по количеству подписчиков, а дальнейший успех был настолько значительным, что Sony даже превратила студию, занимавшуюся поддержкой EverQuest, в подраздел Sony Online Entertainment.
EverQuest все еще активно поддерживается и работает по схеме free-to-play. За все время существования игра получила целых 30 дополнений, последнее из которых вышло в конце прошлого года, а очередной релиз уже запланирован на декабрь 2024 г.
По показателям игры: на конец 2004 г. было продано более 3 млн копий, а база игроков насчитывала 550 тыс. активных подписчиков. По состоянию на 2020 г. в EverQuest оставалось 66 тыс. подписчиков и 82 тыс. активных в течение месяца игроков.
В конце 2004 г. Sony выпустила сиквел — EverQuest II, события которого происходили спустя 500 лет после первой части, но игра не выдержала конкуренции с вышедшим почти одновременно с ней World of Warcraft.
RuneScape (2001)
MMORPG, в которую в свое время играли почти все игроки, интересовавшиеся этим жанром — RuneScape вышла в первые дни 2001 г. в виде браузерной free-to-play игры, которую можно было запустить на любом ПК, что делало ее гораздо более доступной, чем другие MMORPG того времени с ежемесячной абонплатой и более «тяжелой» графикой.
В RuneScape была смесь 2D- и 3D-графики и опять-таки фэнтезийный мир. Однако в отличие от других игр, в ней не было разных рас – игроки могли создавать только аватаров-людей. Со временем игра получала новые версии с новым движителем, честной 3D-графикой, обновленной боевой системой и т.д. – RuneScape 2 в 2004, RuneScape 3 в 2013. Все они впоследствии получали название RuneScape, причем тогда же в 2013-м была запущена игры – Old School RuneScape, и сейчас они существуют параллельно, причем обе доступны также в Steam.
Согласно статистике сайта MMO Populations, сейчас ежедневное количество игроков чуть более 40 тыс., а всего в RuneScape в течение 23 лет существования сыграло более 300 млн. человек.
Anarchy Online (2001)
Anarchy Online стала первой MMORPG в мире в жанре sci-fi: научно-фантастическое будущее вместо фэнтезийного прошлого, бластеры вместо мечей и нанотехнологии вместо магии. У игры есть глобальный сюжет, но в целом она имеет геймплей многопользовательской песочницы, где игроки преимущественно сами придумывают себе развлечения.
Как в свое время, у Anarchy Online был достаточно большой мир и очень качественная графика, что также способствовало ее популярности. С 2004 г. разработчик перевел ее на модель free-to-play: базовая версия игры полностью бесплатна, тогда как выпущенные впоследствии дополнения требуют ежемесячной абонплаты. В общей сложности Anarchy Online получила 5 больших дополнений, обновленный двигатель, новую систему монетизации и т.д.
До перехода на модель f2p максимальное количество активных подписчиков составило 700 тыс., максимальное количество игроков, как “платных”, так и “бесплатных”, достигало 2 млн в 2008 г. Сейчас игра хотя и продолжает существовать (и среди прочего доступна также в Steam), но по данным MMO Populations, ее можно считать почти “мертвой”: сейчас ежедневный онлайн Anarchy Online составляет примерно одну тысячу игроков.
Dark Age of Camelot (2001)
В отличие от Anarchy Online, вышедшая через полгода после нее Dark Age of Camelot имеет традиционный для того времени сеттинг “высокого фэнтези”. Игра базировалась на текстовой Darkness Falls: The Crusade (1999), и ее игровой лор является смесью кельтской и скандинавской мифологий с Артурианой — так называемым Бретанским мифом, базирующейся на легендах о короле Артуре.
Сюжет Dark Age of Camelot рассказывает о событиях, происходящих после смерти короля Артура, приведшей к распаду его бывшего королевства на три враждующих фракции: главной темой этой MMORPG является игровая механика Realm versus Realm (RvR), в которой три новообразованных королевства ведут постой друг против друга и борются за контроль над крепостями, башнями, могущественными реликвиями и т.д.
В первые годы существования игра имела больший коммерческий успех за Anarchy Online, и до сих пор сохраняет большую популярность: сейчас в Dark Age of Camelot пользовательская база оценивается почти в полмиллиона игроков, а онлайн в течение одного дня – на уровне 2-3 тыс. В Dark Age of Camelot можно играть бесплатно с определенными ограничениями или получить полный доступ за ежемесячную абонплату.
Final Fantasy XI (2002)
Одиннадцатая часть в главной серии Final Fantasy, в отличие от предыдущих игр, являвшихся традиционными однопользовательскими jRPG, стала MMORPG. В начале игра вышла на консоли PlayStation 2, чуть позже появилась и на ПК и стала первой MMORPG, предлагавшей возможность кроссплатформенной игры между этими игровыми системами. Через несколько лет Final Fantasy XI была также портирована на Xbox 360, но после 2016 консольные версии игры были закрыты, и сейчас она доступна только на ПК.
В отличие от предыдущих частей, у Final Fantasy XI был полностью трехмерный мир, бои в реальном времени с монстрами, которые видны в локации (без привычных для jRPG random encounters), плюс возможность персонализации игровых аватаров. У игры почти отсутствует режим PvP (“игрок против игрока”), в то время как она сосредоточена на PvE-активностях (“игрок против окружающей среды”).
Ознакомиться с игрой можно с помощью пробной версии (ограничение на 14 дней), для полноценной игры нужно приобрести клиент стоимостью $30, после чего платить ежемесячную абонплату. Слухи о закрытии ходят уже несколько лет (тем более что ее преемница, вторая MMORPG в этой вселенной – Final Fantasy XIV — существует уже более 10 лет), однако одиннадцатка все еще не собирается сдаваться (пользовательская база сейчас оценивается более чем в полтора миллиона игроков , с ежедневным онлайном (3-4 тыс.).
A Tale in the Desert (2003)
2003 год был очень урожайным на MMORPG, выдержавшим проверку временем: целых пять игр из этой статьи, то есть каждая третья, вышли именно в этом году.
A Tale in the Desert — необычная социальная MMORPG, с сеттингом в древнем Египте, которая фокусируется на ремеслах и торговле, с социальными и политическими функциями и совершенно не содержит боевой системы.
Еще один необычный подход в игре – к выпуску обновлений: игра “заканчивается” каждые 18 месяцев, игроки вносят свои предложения по исправлениям, обновлениям и настройкам, после чего она “начинается снова”. Да, сейчас актуальна уже 11-я “версия” A Tale in the Desert, вышедшая в 2023 г.
В A Tale in the Desert можно поиграть бесплатно в течение 24 часов, после чего потребуется ежемесячная абонплата.
MapleStory (2003)
Корейский 2D MMORPG в виде сайдскролера, работающего по схеме free-to-play. MapleStory изначально предлагала широкие возможности по персонализации своих аватаров, чем выгодно отличалась от других игр того времени.
MapleStory преимущественно фокусируется на прохождении подземелий и битвах с монстрами — PvP в игре появилось спустя несколько лет после релиза.
С годами игра получила несколько больших обновлений и была лицензирована в разные регионы мира. По состоянию на 2020 г. в MapleStory было создано 180 млн аккаунтов, а доход по всему миру превысил $3 млрд. В 2015 г. вышел сиквел с новой 3D-графикой – MapleStory 2, однако серверы оригинальной игры до сих пор работают: ежедневный онлайн, по оценкам MMO Populations составляет более 50 тыс. игроков.
EVE Online (2003)
Единственная в своем роде космическая MMORPG, с невероятным масштабом игрового мира и возможностями взаимодействия между игроками, создающими местную экономику, ведут сложные политические игры и масштабные звездные войны.
События EVE Online происходят в далеком будущем, и человечество занимается колонизацией Млечного Пути – игра содержит тысячи звездных систем. В отличие от других MMORPG, где игроки разделены между многочисленными серверами, в EVE Online представлена концепция “единой вселенной”: все игроки играют на одном главном сервере (за исключением китайского рынка с собственным сервером).
За время своего существования игра получила как технические обновления движителя, так и обновление контента — всего их уже вышло более двух десятков. В 2016 г. EVE Online получила free-to-play версию с определенными ограничениями (в частности по прокачке навыков), для полнофункциональной игры требуется ежемесячная абонплата.
Перед запуском F2P-аккаунтов в игры насчитывалось примерно 500 тыс. активных подписчиков, по состоянию на сегодняшний день тотальная игровая аудитория оценивается в 10 млн учетных записей, с ежедневным онлайном чуть менее 30 тыс.
Second Life (2003)
На самом деле Second Life не MMORPG в традиционном представлении, а сам разработчик даже не считает ее “игрой”. Second Life задумывалась именно как “вторая жизнь”, которую люди будут проводить онлайн.
По сути это виртуальная реальность, заполненная «цифровыми версиями» игроков, которые сами придумывают себе развлечения, правила поведения и даже создают миры: Second Life не имеет определенной цели, сюжета, традиционных игровых механик и т.д.
Ключевой механикой является создание пользовательского контента с помощью встроенных инструментов – в Second Life есть 3D-редактор, собственный процедурный язык сценариев и т.д. Причем игроки обладают всеми правами на созданные объекты и могут их продавать на игровом рынке и выводить игровую валюту в реальные деньги через PayPal.
Игра бесплатна без ограничений, с опциональным премиумдоступом, который дает расширенную техническую поддержку и ежемесячный “приток” игровой валюты. На пике популярности, в районе 2013 года, Second Life имела примерно 1 млн активных пользователей. По состоянию на 2024 год ежедневный онлайн оценивается в несколько десятков тысяч игроков.
Lineage II (2003)
Корейская MMORPG Lineage II пользовалась наибольшей популярностью на азиатском рынке, хотя и до нас она также “дошла”. У игры достаточно типичный фэнтезийный мир и игровая механика – как с боями с монстрами, так и с PvP-режимом.
В отличие от Lineage, выполненной в 2D-изометрии, Lineage II (приквел первой части) получила полноценный 3D-движитель. В игре есть сюжетные линии, которые дополнялись из-за периодических апдейтов контента.
На западном рынке игра получила довольно сдержанную реакцию как игроков, так и критиков — главным образом из-за типичного корейского “гринда” и ориентации на хардкорного игрока, что делало игру неинтересной для рядового казуального геймера.
Несмотря на это, американская версия Lineage II до сих пор работает, хотя и имеет практически мертвый онлайн: если общее количество игроков в середине 2000-х было на уровне 14 млн, то сейчас пользовательская база разными ресурсами оценивается в менее 300 тыс., с ежедневным онлайном 200-300 игроков.
World of Warcraft (2004)
Говоря точнее, World of Warcraft еще не заслуживает упоминания в этой статье — 20 лет ей исполнится лишь через несколько месяцев. Но нам показалось символическим закончить материал о старейших MMORPG, живых до сих пор, такой уж безусловной классикой жанра — которая оказывается самой молодой из всех здесь упомянутых.
События игры происходят во вселенной Warcraft: сюжетно WoW является сиквелом стратегии Warcraft III. Это опять-таки типичная фэнтезийная ролевая игра с “магическим средневековьем” и соответствующей атрибутикой. Однако она предлагала более комфортный для казуальных игроков игровой процесс и отточенные механики, из-за чего и приобрела большую популярность.
World of Warcraft имела огромный успех, особенно как на MMORPG с платным клиентом и обязательной абонплатой: максимальное количество активных подписчиков было в 2010-м году и составляло тогда целых 12 млн, а по состоянию на 2014-й игра имела более 100 млн зарегистрированных аккаунтов.
Каждые два года разработчик выпускает большие контентные обновления, расширяющие игровой мир и продолжающие глобальный сюжет — в общей сложности их уже вышло 9, очередное, десятое, ожидается буквально через несколько недель. Кроме того, разработчик запустил “классическую” версию игры World of Warcraft Classic с незначительными обновлениями геймплея, к которой постепенно добавляет первые дополнения.
Целый ряд других MMORPG, упомянутых в этой статье, сейчас можно считать лишь “условно живыми” из-за до сих пор не отключенных серверов: ежедневный онлайн на них остается на уровне буквально нескольких сотен игроков, в лучшем случае нескольких тысяч. В отличие от них, World of Warcraft до сих пор пользуется высокой популярностью: сейчас ежедневный онлайн WoW, по разным оценкам, составляет 200-250 тыс. игроков.
Содержание статьи
- Meridian 59 (1996)
- Furcadia (1996)
- Tibia (1997)
- Ultima Online (1997)
- EverQuest (1999)
- RuneScape (2001)
- Anarchy Online (2001)
- Dark Age of Camelot (2001)
- Final Fantasy XI (2002)
- A Tale in the Desert (2003)
- MapleStory (2003)
- EVE Online (2003)
- Second Life (2003)
- Lineage II (2003)
- World of Warcraft (2004)