Серия игр Fallout существует уже более 25 лет. В отличие от войн, никогда не меняющихся, Fallout трансформируется с каждой новой инкарнацией и продолжает открывать себя новым поколением геймеров, при этом пытаясь сохранить свой фирменный стиль и атмосферу.
Но полноценной экранизации, несмотря на отличную основу для нее, Fallout заслужил только теперь: 10 апреля 2024 года на платформе Amazon Prime Video вышел сериал, который так и назвали – Fallout. Он, прежде всего, заинтересует фанатов игры, но, возможно, привлечет к этой вселенной и новых поклонников. В этой статье мы расскажем о чем именно этот ваш Fallout и вспомним все игры серии. И совсем немного поговорим о новом сериале.
Что такое Fallout | История, фауна и технологии
Представьте мир после Второй мировой войны глазами американцев. Наконец-то наступил мир. США переживают расцвет, средний класс укрепляется. Технологии, обвитые в люльке войны, развиваются с невероятной скоростью. Люди стремятся к покою и восстановлению. И рождается новая эпоха, где все дни – солнечные, все дети – вежливые и умные, женщины в пышных платьях с широкими улыбками на лице весь день заботятся о семье, а их ухоженные мужчины с курительными трубками в зубах обеспечивают все необходимое с большим энтузиазмом. Однако в воздухе чувствуется что-то тревожное, будто эта идиллия не продлится вечно…
В нашем мире появились рок-н-ролл, транзисторы и началась Холодная война, а в мире Fallout культура замерла в эстетике “золотой эпохи” середины 50-х годов XX века.
Что касается технологий… Похоже, трагедия Хиросимы и Нагасаки не особенно поразила местных ученых и власть имущих. Они продолжили экспериментировать с атомом и отвергли транзисторы. В результате мир стал в некоторых аспектах слишком технологичным, а в других – до смешного архаичным. К примеру, Пип-бой – это своего рода мобильный компьютер, похожий на 5-килограммовый Apple Watch на вашем запястье, с большим черно-зеленым дисплеем и ядерным источником питания.
В XXI веке появился атомный двигатель для автомобилей, в то время как компьютеры все еще оставались размером с комнату. Представьте: вы управляете атомным автомобилем на ядерных батареях, но для прослушивания музыки приходится использовать огромный ламповый радиоприемник. И вот вы, сидя за рулем такого передового транспорта, до сих пор пользуетесь бумажной картой вместо GPS, ведь спутники… ну они так и не стали частью этого альтернативного будущего. Зато появилось специфическое оружие, например силовая броня, превращающая солдата в почти непобедимую боевую машину.
Да, в этом мире вы могли бы заряжать ваши “смартчасы” от ядерной батарейки, которая держит заряд веками, но не стоит ожидать получения уведомлений с Facebook. Вместо этого вы могли бы получить радиосигналы с последними новостями об очередном нападении супермутантов. И это еще не всё! Представьте себе роскошные ядерные кофеварки, гарантирующие вашу утреннюю чашку кофе даже в строжайших постапокалиптических условиях!
В мире Fallout СССР проиграл космическую гонку США и отступил, а главным соперником по борьбе за гегемонию стал коммунистический Китай. Энергетический кризис середины XXI века привел к истощению природных ресурсов, что спровоцировало острую борьбу за нефть, особенно между США и Китаем. Это стало причиной войны за ресурсы, кульминацией которой стал ядерный апокалипсис 23 октября 2077 года, положивший конец цивилизации. Катастрофа породила Пустошь – новый мир, населенный мутантами, гулями и уцелевшими, пытающимися восстановить цивилизацию.
Перед крушением США развернули “Проект Спасение”, построив серию укрытий для выживания после ядерной войны.
Компания Vault-Tec, воплотившая “Проект Спасение”, действительно использовала укрытия в качестве платформы для социальных экспериментов. Большинство из 122 укрытий не было предназначено для реального спасения человечества. В каждом укрытии проводился свой уникальный эксперимент: от исследования влияния длительной изоляции на малую группу людей до влияния различных социальных и психологических факторов на жителей. Некоторые эксперименты были относительно безвредными, в то время как другие приводили к катастрофическим последствиям для участников. Однако именно в этих укрытиях сохранилось больше людей в добром здравии.
Выжившие на поверхности люди превратились в лысых гулов без кожи. Те из них, у кого радиация не задела мозг, вполне умны и вместе с гулификацией получили долголетие в качестве бонуса. Но есть и дикие шишки, агрессивные и безмозглые. Они бросаются на все, что видят, и иногда ходят стаями.
Итак, добро пожаловать в постапокалипсис! Пустошь – это не просто выжженная пустыня. Это место, где каждый камень и каждое заброшенное здание хранят тайны и истории.
Порядок на поверхности? Какие там порядки, когда каждый сам за себя! Если вы умеете держать пистолет и не боитесь вступить в бой с гигантским радиоактивным тараканом, то, возможно, вы найдете свое место под постапокалиптическим солнцем. Или хотя бы хорошо развлечетесь, прежде чем стать ужином для местной фауны. Да, компаний для пикника здесь достаточно, если, конечно, вам нравится общение с дикими гуляньями, супермутантами или огромными голыми землекопами (mole rat), которые с радостью поделят с вами ваш обед. Но скорее всего, в качестве закуски окажетесь вы. А еще здесь есть когти смерти – не просто дикие звери, а ходячие кошмары, готовые превратить любого путешественника в скорый перекус.
Пустошь не только приютила милых животных, но и стала домом для самых разных фракций – будьте с ними осмотрительны! Среди таких – Братство Стали, крутые ребята в силовой броне, охраняющие старые технологии от тех, кто не способен их по достоинству оценить. Также есть Новая Калифорнийская Республика – апологеты средневекового невежества, мечтающие воссоздать старый мир. Настоящих государств здесь больше не существует… После апокалипсиса понятие “страна” утратило свой смысл, а власть концентрируется в руках тех, кто обладает наибольшим количеством оружия и прочным бункером.
Мы чуть не забыли о рейдерах, местных звездах реалити-шоу “Грабуй-убивай”. Они разделили Пустошь на зоны влияния, пользуясь своими кулаками и ржавыми автоматами. Нельзя игнорировать и супермутантов – результат экспериментов Vault-Tec, которые может и не понимают смысла дружбы, но отлично разбираются в том, как преломлять черепные коробки.
В этом мире, несмотря на мрачность и серьезность ситуации, есть уникальный стиль и юмор. А еще – Vault Boy. Его видели все, даже те, кто и не подозревает, что такое Fallout. Это тот самый улыбающийся рисованный парень в синем комбинезоне с номером укрытия на спине, который стал символом как ужасов ядерной войны, так и иронического отношения к выживанию в Пустыне. Его изображения используют во всем от рекламы продуктов Vault-Tec до инструкций по выживанию, делая его незабываемым элементом стилистики мира Fallout. Думаете, палец вверх – это знак того, что все хорошо? Ходят легенды, что палец вверх Vault Boy действительно является инструкцией для выживания. Если вы видите ядерный взрыв на горизонте, вытяните руку и поднимите палец. Если гриб от взрыва шире вашего пальца, значит, вы находитесь в зоне поражения радиацией.
Fallout
Дата выхода 1997
Жанр ролевая игра
Платформа MS DOS, Classic Mac OS, Windows, macOS, Linux
Итак, это произошло. Ядерная пустыня на месте зеленых лугов… Кто выжил в укрытиях Vault-Tec, кто стал гулом. Мы об этом узнаем из стильного черно-белого интро, после которого переносимся в Укрытие 13, где главного героя, обитателя этого укрытия, вырывает из его привычной жизни надзиратель этой подземной крепости.
Он поручает герою выйти в большой мир и обрести новый водяной чип. Старик сломался, поэтому имела родина под угрозой остаться без питьевой воды. На все у нас у нас 150 игровых дней. Вот такой сюжет и затравка. Дальше – больше. Мы выходим из укрытия и видим своими глазами остатки света, крыс и кротокрысов, радскорпионов и другую непонятную живность. Иногда – небольшие поселения, мирных людей и гулов, а также банды рейдеров и здоровенных супермутантов, похищающих людей по непонятной причине… Мы знакомимся с миром, узнаем о действующих здесь фракциях, находим новых друзей и врагов, выполняем различные задачи.
Без преувеличения перед нами – легенда жанра. Ролевая игра с невероятной свободой выбора, даже если сравнивать с величайшими играми современности. И это при том, что игра увидела свет только в 1997 году! Свобода начинается с создания главного героя.
Система SPECIAL (Strength (Сила), Perception (Восприятие), Endurance (Выносливость), Charisma (Харизма), Intelligence (Интеллект), Agility (Благоприятность), Luck (Удача)) – это семь основных характеристик персонажа, которые позволяют настроить его очень гибко. Дополнительно к основным характеристикам существуют три навыка (вроде лечения, обращение с холодным оружием, кражи) и две особенности. Последние не обязательны для выбора, ведь у них есть как преимущества, так и недостатки. К примеру, с быстрым метаболизмом вам будет легче лечиться, но и радиация влияет на вас быстрее.
Одним словом, из этих характеристик можно “вылепить” любого: от слабого, но умного и языкового хитреца до мускулистого героя без мозга, едва вяжущего два слова, или хилого хакера, способного сломать любую защиту.
Современный геймер мог бы пожать плечами: “Да мы такое уже видели”. И это верно. Даже до появления Fallout существовали игры типа Ultima, Might and Magic и Wizardry, где игроки могли выбирать классы и настраивать характеристики своих персонажей.
Но чтобы настройка персонажа так влияла на прохождение игры, на взаимодействие с ее миром и жителями… Такого до Fallout точно никто не видел. И, честно говоря, такое редко встретишь даже в новейших проектах.
Вы можете выбрать среднестатистического персонажа и адаптировать тактику в зависимости от ситуации. Можно создать физически слабого героя, который сможет убедить даже мертвых встать на его сторону и помочь. С тупым громилом можно эффективно прорываться сквозь стаи супермутантов и кротощуров, тогда как ловкий вор может и не вынесет лидера рейдеров одной левой, однако способен незаметно подложить активированную взрывчатку ему в карман. Вдобавок, игру можно пройти и без единого убийства, хотя этот путь не из легких.
Или вот конкретный пример. В одной из миссий нужно получить важную информацию от лидера местной банды. Вместо того, чтобы проникать в их лагерь силой или убивать охранников, персонаж с высокой Харизмой и Интеллектом может использовать свои навыки, чтобы убедить бандитов, что он является посланником конкурентной группы, который предлагает выгодное соглашение. Если убеждение успешно, лидер банды поделится необходимой информацией без боя или сложного проникновения.
Открытый мир и вариативность прохождения Fallout не разочарует, и даже игравшие в эту игру с 1997 года время от времени натыкаются на какие-то неожиданные решения во время перепрохождения. Это я к тому, что реиграбельность у Fallout просто потрясающая. Особенно если вам не мешает устаревшая изометрическая графика, если вы справитесь с пошаговой боевой системой и отсутствием явных указаний на то, как нужно проживать ту или иную ситуацию.
Можно подумать, что эта сложность и стала главной причиной финансовых неудач игры. Ну как неудач, Fallout собрал деньги на сиквел, но не удовлетворил издателя и суперуспешным не стал. К концу 1997 г. в США было продано всего 53 777 копий игры, на 2017 г. общий тираж Fallout на всех платформах составил скромные 600 тыс. экземпляров. Скорее всего, проблемы распространения игры связаны с тем, что для студии Interplay (разработчика и издателя Fallout) этот проект долгое время не был приоритетным. Больших надежд на него не возлагали и, как следствие, особых маркетинговых вливаний не было.
Однако это не помешало ни легендарному статусу Fallout, ни искренней любви критиков и фанатов. И, к счастью, скорому появлению сиквела. К нему и переходим.
Fallout 2
Дата выхода 1998
Жанр ролевая игра
Платформы Windows, Classic Mac OS, MacOS
Сегодня трудно представить, чтобы игра такого масштаба и сложности, как Fallout 2, вышла только через год после оригинала. К счастью, так и произошло, несмотря даже на то, что трое главных создателей оригинальной игры в то же время уволились из компании-разработчика. Однако они передали свои наработки, игровой двигатель и благословение оставшимся.
Итак, прошло 80 лет спустя после событий первой части игры. 2241 год, поселение Аройо, созданное главным героем первой Fallout, уже некоторое время находится в упадке и срочно нуждается в спасении. Поэтому решено отправить кого-нибудь за GEKK (Garden of Eden Creation Kit, который можно перевести как набор для создания райского уголка). Ваша мама, она же дочь протагониста первой игры, она же старейшина родного поселения отсылает вас на поиски этого чудо-чемодана. Далее, как и в первой части, вы попадаете на случайные встречи и квесты и свободные проходить игру, как вам вздумается. Игрового времени здесь аж 13 лет, и если в оригинальной игре вы были обязаны совершить хотя бы один геройский положительный поступок (принести водяной чип к родному укрытию), то здесь вы можете играть полностью беспринципного отчаянного негодяя.
Игровая система, бои и графика сиквела очень близки к первой части. Что нового в сравнении с Fallout? Во-первых, Fallout 2 более масштабный. Игровой мир стал больше и разнообразнее. Больше квестов, больше персонажей и, конечно, больше возможностей.
Во-вторых, игра стала более… легкомысленной. Безусловно, черный юмор и ирония присутствуют и в первой части. романтический свинговый джаз). Но общая атмосфера оригинала была все-таки достаточно мрачная. В сиквеле же выживание в условиях апокалипсиса часто густо приправлено саркастическими шутками. Большинству фанов это пришлось по душе, хотя нашлись и недовольны.
В Fallout 2 можно стать владельцем казино в Нью-Рено, присоединиться к охотникам за головами, сняться в фильме для взрослых или даже вступить в ряды таинственного ордена. Вам придется сталкиваться с моральными дилеммами буквально на каждом шагу, выбирать, кого поддержать, и достаточно быстро ощущать на себе последствия принятых решений.
Fallout 2 имела успех уже на старте и стала не только достойным продолжением, но и одной из самых любимых частей серии среди фанатов.
Fallout 3
Дата выхода 2008
Жанр action/RPG
Платформы Windows, PlayStation 3, Xbox 360,
После выхода Fallout 2 компания Interplay начала работу над третьей частью, получившей название Project Van Buren. К сожалению, проект был отменен. После этого права на франшизу перешли к компании Bethesda, известной своими ролевыми играми с перспективой от первого лица, в том числе серией Elder Scrolls. Этот момент ознаменовал начало новой эпохи в истории серии. Мнения геймеров по поводу такого изменения разделились, а новые разработчики подошли к воплощению Fallout 3, которое вышло в 2008 году, с учетом собственного опыта и видения.
Сюжет Fallout 3 разворачивается в 2277 году, через 200 лет после ядерной войны и на 36 лет позже событий Fallout 2. Интересно, что игра позволяет нам наблюдать жизнь главного героя почти с самого его рождения. Его мать умирает во время родов и младенец со своим отцом оказывается в Укрытии 101, что в Столичной Пустошке, где когда-то был Вашингтон и округ Колумбия. Персонаж подрастает: в год мы выбираем ему характеристики, в 10 он получает свой первый пип-бой и пневматическое ружье. Ну а в 16 сдает экзамен GOAT, определяющий базовые навыки. И все было хорошо до того, как герою исполнилось 19 лет, и его батюшка вдруг исчез из Укрытия. Отметим, в этом месте люди собрались довольно мнительные, и им не очень нравится, если кто-то внезапно исчезает. Так что друзья намекнули герою, что пока его ни в чем не обвинили, лучше бы ему тоже бесследно потеряться.
Это и становится началом его долгого путешествия по постядерному миру. В пути герой встречает разнообразных персонажей, сталкивается с враждебными созданиями и исследует руины старого мира, пытаясь найти ответы на вопрос о своем отце и о тайнах, которые он хоронит.
Fallout 3 внесла существенные изменения в серию, однако неплохо соединила нововведения с классическими элементами, такими как SPECIAL, предложив геймерам в чем-то знакомый, но в то же время обновленный мир.
Первое, что изменилось – это игровой двигатель. Bethesda одолжила его у своего The Elder Scrolls. Так что ничего удивительного, что Fallout 3 получила прозвище “Oblivion с пушками”. Не всем понравились такие изменения, однако следует признать, что игра стала более современной с точки зрения графики и управления, чем ее изометрические предки. Пошаговое сражение теперь никак не вписывалось в новую концепцию, поэтому эти механики были заменены на шутерные. К сожалению, выполнили их неудачно, целиться и стрелять в игре не очень удобно. Но в Fallout 3, кроме традиционной стрельбы, была реализована система прицеливания VATS (Vault-Tec Assisted Targeting System), и она несколько улучшает ситуацию. В классическом Fallout вы могли прицеливаться в конкретные части тела врагов. В Fallout 3 это также можно сделать, когда активируешь VATS. При этом время останавливается, и вы можете немного подумать. Итак, это некий компромисс, элемент пошаговости в real-time боях.
С технической точки зрения новый Fallout шагнул вперед. Но осталась ли здесь свобода действий? Да, она осталась, однако в основном как свобода исследования мира. Блуждая Пустошкой, иногда наталкиваешься на очень интересных персонажей и квесты. Хорошо, что в Fallout 3 чувствуется постапокалиптическая атмосфера подлинника, и здесь действительно интересно находиться. В то же время ролевой отыгрыш стал значительно более формальным и простым, что повлияло и на вариативность прохождения. Однако вы все еще можете делать добро или зло, выбирать, к какой фракции присоединиться и выполнять квесты напарников. Кстати, игра снова возвращает более серьезную и мрачную атмосферу постапокалипсиса первой части.
Резкие изменения всегда приносят стресс и вызывают неприятие. Поэтому не удивительно, что среди старых фанатов нашлось немало недовольных новой Fallout 3. В то же время многие соскучились по миру и приняли любимую серию в новом наряде. Были и те, кому игра искренне понравилась. Более того: после ее выхода у франшизы появилось много новых поклонников. Игра продемонстрировала хорошие продажи, а это обычно сигнализирует о том, что серию будут развивать и дальше.
Fallout: New Vegas
Дата выхода 2010
Жанр action/RPG
Платформы Windows, PlayStation 3, Xbox 360
Вечеринку в стиле апокалипсиса под названием Fallout: New Vegas задумывали как грандиозное DLC для финансово успешной Fallout 3. Но проект разросся и оказался настолько интересным и самобытным, что его повысили до отдельной полноценной игры серии. Однако без номера в названии.
Кстати у этой игры другой разработчик, а именно – Obsidian Entertainment. И что лучше всего, в команде были люди, работавшие над оригинальными изометрическими играми. Игровой двигатель New Vegas – тот самый Gamebryo, уже знакомый по Fallout 3. Разработчики немного улучшили графику, но вместе с ней добавили хорошую такую горсть багов. Будем считать это фирменным стилем Obsidian: они, как всегда, работают так, будто находятся в постоянном цейтноте и при этом производят 1000 хороших идей в секунду.
Сюжет ведет нас в Лас-Вегас, который теперь называется Нью-Вегас. Каким-то чудом городу удалось пострадать от Великой войны гораздо меньше, чем другим (позже по сюжету мы поймем, почему так произошло). И вот теперь, в 2281 году (через 4 года после событий Fallout 3), здесь кипят очень серьезные разборки по Плотину Гувера. Сюжет в игре представлен как самый настоящий мафиозный боевик, где загадочный правитель Нью-Вегаса мистер Гаус, Новая Калифорнийская Республика и Легион Цезаря играют в опасные игры за власть.
Кто же находится в центре всех этих событий? Герой, что спасет Вселенную? Конечно, подождите его сотню лет. А пока у нас есть только Курьер. Именно так, рядовой сотрудник “Мохаве Экспресс”. Он занимается работой, то есть доставляет посылку (а именно – платиновую фишку казино), и внезапно попадает в засаду грабящих и почти убивающих его незнакомых бандюков, а затем оставляют умирать где-то на пустыре. К счастью, его находит робот Виктор. Он оказался верным трем законам робототехники Азимова, поэтому решил отнести героя в ближайший городок к врачу.
Когда Курьер приходит в себя, врач его опрашивает (этот опрос – присвоение характеристик, старая добрая SPECIAL), отдает ему пип-бой и снаряжение и благословляет на происшествие в пустыне Мохаве.
Fallout: New Vegas привлекает жестким сарказмом и атмосферой вестерна после конца света, где каждый шаг может привести к невероятным приключениям или новому багу. Хотя внешне эта игра близка к Fallout 3, по уровню веселья и энтузиазма она – родная сестра второй номерной части. Правда, шуток и ссылок в предыдущие части здесь даже слишком много. Много здесь и текста, и выбора, и отыгрыша.
Игра получилась веселой и интересной, этаким реверансом в сторону старых поклонников серии. Последние традиционно считают ее лучшей среди “новых” (читай трехмерных) Fallout. Впрочем, игры не могут нравиться абсолютно всем. Есть масса игроков, которые вообще не воспринимают эту часть, считая, что ее чрезмерное многословие вредит динамике, свойственной RPG/шутерам.
Fallout 4
Дата выхода 2015
Жанр action/RPG
Платформы Windows, PlayStation 4/5, Xbox One/Series X|S
В 2015 году, то есть через 5 лет после New Vegas, Bethesda предложила игрокам Fallout 4. Новая номерная часть получила обновленный двигатель и новую красивую графику, однако и здесь нашлись недовольные. Сказали, что для постапокалиптической игры цвета здесь слишком яркие и радостные. Но погодите… В начале игры нам немного демонстрируют довоенную идиллическую жизнь, а потом мы уже начинаем жить в 2287 году. Возможно, планета за двести с лишним лет успела немного оправиться и восстановиться после того, как человечество пыталось покончить жизнь самоубийством и унести ее с собой? Будем считать, что да. В любом случае графика здесь действительно приятна, как и управление персонажем.
Итак, вы стартуете в светлом прошедшем 2077 году, где все еще кипит жизнь. Это, кстати, первый игровой проект серии, который начинается во времена ядерных взрывов. Идиллическая картинка одноэтажной Америки пятидесятых годов, но с болтливым роботом-прислужником, готовящим вам утренний кофе. К сожалению, длится это недолго. Начинается тревога и паника, вы с женой и сыном (или с мужем и сыном, если играете за женского персонажа) бежите к ближайшему подземному бункеру. Место там вам выделило государство, потому что вы – кадровый военный. Там вас всех почему замораживают. Случается большой бадабум. В какой-то момент вы просыпаетесь и наблюдаете, как вашу вторую половину убивают, а сына – воруют, но сделать ничего не можете, потому что вас снова замораживают. Сколько вы спали – неизвестно. Просыпаетесь вы уже в 2287 году и сразу же отправляетесь на поиски ребенка. А заодно и со странным новым миром знакомитесь.
Управление персонажем, если сравнивать с предыдущими трехмерными играми серии, стало гораздо более комфортным. Система VATS тоже прошла некоторые изменения. Теперь она не останавливает время, как в предыдущих частях, а только замедляет его, а стрельба стала гораздо приятнее и точнее. Однако когда дело доходит до диалогов… Ох, Fallout, куда ты катишься?
Некоторые диалоги настолько примитивны, что кажутся предназначенными для персонажей с интеллектом на уровне 0-3 у Fallout 1 или Fallout 2, а когда наступает время выбора действий, описания часто так невнятны, что сложно понять, о чем собственно идет речь. Что касается ролевого отыгрыша… Скажем так, он мог быть и лучше. Олдфаги им откровенно возмущены (вы заметили, что фанаты Fallout все время на что-то возмущаются?..). А количество интересных квестов со сложным моральным выбором могло бы быть больше. Однако они здесь все еще находятся. И выбор находится. И несколько окончаний в зависимости от фракций, с которыми вы решите дружить – тоже присутствуют. И, что интересно, и очень по-фоллаутски, ни одно из этих решений не будет идеальным. В том смысле, что “белым и пушистым” в этом постапокалиптическом мире остаться невозможно.
А что касается инноваций? Гм… Здесь есть строительство! Да, теперь вы можете стать мастером на все руки и создать свое маленькое поселение, где будет своя атмосфера и правила. Кто-то скажет: “Но это же замечательно!” А другие вздохнут: “А зачем эти элементы Sims у Fallout?” Ну, каждому свое.
Так или иначе, в мире Fallout 4 интересно находиться и играть в него тоже интересно. На строительство в большинстве своем можно забить и просто заниматься квестами и исследованием огромной карты мира. Хотя Fallout 4 испытал немалую критику, трудно найти людей, которые бы начали играть и быстро покинули эту игру. Да, геймплей и ролевая система упрощены, прокачка не столь глубока, как раньше, и оружие больше не изнашивается… Однако, несмотря на это, игра имеет чрезвычайную способность затягивать, и это действительно имеет значение.
Fallout 76
Дата выхода 2018
Жанр action/RPG + MMO
Платформы Windows, Xbox One, PlayStation 4
Помните мы писали, что Fallout 4 многие так и не смогли принять? Помните упоминание о том, что у New Vegas – много багов? Внимание, смена лидера: перед нами – большой (во всяком случае, по размерам карты) и ужасный (но это не точно) Fallout 76, новый король по заботливости и ненависти вселенной Fallout!
Если серьезно этот проект очень странный эксперимент. Иногда кажется, что главная цель его существования – довести самых преданных фанатов серии до бешенства. Кроме тех проблем, которые мы заметили выше, игра еще и на канон покушается во многих местах. Но скорее всего причина появления Fallout 76 гораздо банальнее: заработать как можно больше потратив как можно меньше усилий на разработку.
Судите сами. Разработчик уже имел готовый и довольно неплохой двигатель от Fallout 4. Оттуда же пришла графика, во всяком случае, большое количество моделей. Если вы посмотрите на Fallout 4 и Fallout 76, вы не всегда сможете отличить их друг от друга. Хотя у этих игр разный жанр. Fallout 4 – это action/RPG, а Fallout 76 – action/RPG с мультиплеером. И именно мультиплеер здесь реализован несколько странным образом.
Прежде всего, хоть игровой двигатель и качественный, но для онлайн-игр он не подходит. Система VATS, знакомая нам Fallout 3, New Vegas и 4, здесь не приостанавливает время, а функционирует как автоматическое прицеливание. Карта велика, поэтому шансы встретить другого игрока случайно – минимальны, особенно учитывая лимит у 24 игрока на сервер. Но даже если вы кого-нибудь встретите, вам не удастся сразу вступить в PvP бой. Необходимо произвести предупредительный выстрел, и только после ответа противника битва может начаться.
Самые интересные моменты мультиплеера проявляются в Событиях – миссиях по поиску предметов, очистке территорий или обороне ключевых точек от врагов. Именно здесь собираются поклонники MMO-аспектов игры.
Чтобы окончательно добить фанатов, в игре есть еще донат. И без него вы не сможете, например, создать свой сервер, чтобы играть на нем с друзьями. Если вы заплатили за игру только один раз, при покупке, вам придется играть исключительно на публичных серверах.
Однако и для поклонников однопользовательской игры у Fallout 76 найдется немало интересного. Практически все активности и сюжетную часть можно пройти самостоятельно, как ты играешь в Fallout 4, только в другом месте и в другом времени. Здесь есть некоторые прелести предшественника: большой и уже не пустой, как было на старте игры, интересно исследовать мир.
Кстати, мы совсем забыли о сюжете! Правда, не мы одни. На старте игры в этом грехе обвинили разработчиков, предложивших игрокам только одну сюжетную линию, которая развивалась через терминалы и записки.
Итак, мы – жители Укрытия 76, в которое заселяли только лучших из лучших. Согласно плану компании Vault-Tec, дверь укрытия должна была открыться ровно через 25 лет после ядерного взрыва. Чтобы отпраздновать выход на поверхность, жители организовали накануне немалую вечеринку, и игра начинается с того момента, когда вы просыпаетесь в укрытии, а там – ни души. Ваша первая задача – найти смотрительницу укрытия, следуя ее гала-записям.
Кроме этого стартового сюжета в игре позже появилось еще несколько линий, среди которых основные – ограбление укрытия 79 и сюжет о Братстве Стали. В общем, контента здесь немало, около 80 часов в прохождение. Только непонятно, что делать в игре после, потому что формального мультиплеерного эндгейма здесь нет, а появляющиеся события слишком монотонны и быстро надоедают.
Игра оказалась странным гибридом, вначале отличавшимся миром, в котором много было разве что багов. Но игру не забросили. Со временем Fallout 76 наполнилась контентом и нашла своих поклонников. Через пять лет после выхода игра стала вполне достойным продолжением серии для полюбивших Fallout 4.
Fallout Tactics: Brotherhood of Steel
Дата выхода 2001
Жанр тактика / RPG
Платформы Windows
Основные игры серии мы рассмотрели, а теперь перенесемся назад, к началу нового тысячелетия. Fallout 2 стала очень успешной, поэтому издатель решил поэкспериментировать с серией и заказал производство тактической RPG Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Исполнителем стала посторонняя австралийская студия MicroForte.
Визуально Brotherhood of Steel походила на предшественников, однако сменила жанр и стала тактической RPG. То есть большую часть игры вы проводите бои, причем можно выбирать, пошаговые они будут либо в реальном времени. Вроде бы шикарная особенность, однако она создает излишнюю неопределенность и игроки ее не оценили. Кроме того, по какой-то причине разработчики не смогли согласовать игру с каноном Fallout, что возмутило (да-да, возмутило) фанатов первых двух частей. Изменена здесь и стилистика: здесь мало ретрофутуризма и слишком много “обычных” пушек. Хотя это и логично: миссия “братчиков” – сохранять знания и технологии бывшей цивилизации.
Сюжет начинается довольно интересно: Братство Стали отправляет за ордами отступающих супермутантов огромные дирижабли. Однако, попав в шторм, некоторые из них разбились, а достигшие цели становятся основой для нового подразделения Братства Стали на Среднем Западе. За неимением личного состава старшина предложил вербовать “дикарей” из соседних поселков. Звучит странно, но со временем Братство принимает в свои ряды не только людей, но и гулов, супермутантов, и даже Когтов Смерти. Игрок выступает в роли одного из таких “дикарей”, принятого в ряды Братства.
Fallout Tactics: Brotherhood of Steel стала финансово успешной, но игроки приняли ее прохладно. Это не значит, что игра была неудачной; скорее она не оправдала ожиданий фанатов. Разногласия с лором Fallout, линейность геймплея и ограниченные возможности развития персонажей разочаровали поклонников. Со временем оценки игры на Metacritic значительно улучшились. Итак, если вам нравятся тактические RPG и вы не особо переживаете изменения в каноне, Fallout Tactics может стать интересным игровым опытом.
Fallout: Brotherhood of Steel
Дата выхода 2004
Жанр TPS
Платформы PlayStation 2, Xbox
Когда видишь эту игру, возникает один вопрос: что это? А это – еще один спиноф, и снова о паладинах из Братства Стали. Вышла эта игра только на консолях PlayStation 2 и Xbox, но вряд ли кто-то из поклонников серии об этом сожалеет и жаждет перезапуска Fallout: Brotherhood of Steel на других платформах. Вообще вряд ли можно встретить хотя бы одного фаната серии, который любил бы этот бестолковый шутер с видом сверху.
Кривая боевая система, примитивные диалоги, однообразие игрового процесса, очередные сюжетные отклонения от канона, посредственная графика. Даже не знаю, что хорошего можно сказать об этой игре. Разве саундтрек вполне достоин. А еще здесь можно встретить персонажей из предыдущих игр. Это всегда приятно.
Удивительно, но на Metacritic можно найти положительные отзывы, однако создается впечатление, что они там исключительно как шутка (вроде: “OMG, это лучшая игра серии, легенда, десять из десяти!”). Вышла эта игра в сложные для разработчика времена. Так что случилось, что большинство игроков о Fallout: Brotherhood of Steel либо вообще не слышали, либо быстро о нем забыли.
Fallout Shelter
Год выхода 2015
Жанр казуальная стратегия
Платформы Android, iOS, Windows, Xbox One, PlayStation 4, Nintendo Switch
Наконец-то мобильная игра в мире Fallout. Перед нами – казуалка, типичный тайм-киллер, приправленный фирменным юмором и стилистикой серии. Вышла она перед релизом Fallout 4 на мобильных платформах, позже – на ПК и консолях. В Fallout Shelter вам придется попробовать себя в качестве надсмотрщика укрытия, ответственного за все аспекты жизни своего бункера. Вы распределяете ресурсы, назначаете жильцов на работу, строите новые помещения и создаете предметы. Игра использует механику тамагочи: все процессы имеют реальный временной интервал, поэтому вам придется регулярно возвращаться к игре, чтобы проверить положение дел.
Квесты здесь достаточно разнообразны. К примеру, поиск потерянного ученого в пустыне. Игроку нужно собрать группу спасателей, выбрать для них экипировку и наблюдать, как они отправляются в опасное путешествие. Или другой квест об организации вечеринки в укрытии с определением места, активностей и гостей. Или, например, миссия поиска легендарного оружия. Одним словом, если вам нравится этот жанр, Fallout Shelter станет отличным способом убить время в очереди или за чашечкой кофе.
Fallout (сериал)
Год выхода 2024
Платформа Amazon Prime Video
Вот мы и дошли до одной из самых громких премьер в этом году для геймеров – сериала по мотивам Fallout, первой официальной экранизации культовой серии. 10 апреля 2024 г. Amazon Prime Video выпустил сразу все 8 эпизодов.
События в сериале разворачиваются через 200 с лишним лет после ядерного апокалипсиса, в 2296 году, то есть на 9 лет позже событий Fallout 4.
Прошло время после большого бадабума, и несколько осунувшиеся обитатели элитных укрытий начинают возвращаться на поверхность Земли. А там…Ну, вы примерно знаете, что там и как. Разнообразная фауна, рейдеры, супермутанты, все эти загадочные фракции с разной степенью адекватности и амбициями изменить мир или просто захватить власть.
Согласно роликам и первым отзывам прессы, безошибочно узнаваемая стилистика была тщательно сохранена и перенесена на телеэкран, начиная от цветовой гаммы, заканчивая силовой броней и системой прицеливания VATS Фирменной жестокости, говорят, здесь тоже хватает. Наконец, применено тяжелое вооружение, которое попадет каждому поклоннику игровой вселенной Fallout прямо в сердце. То есть фирменный сарказм, черный юмор и отсылка к событиям игр серии.
Сериал не экранизация конкретных частей игры, он рассказывает совершенно новую историю. Речь идет о судьбах трех главных героев. Люси, только что вышедшая из Укрытия и еще не понявшая, где оказалась. Максимуса, паладину того же Братства Стали, искренне восхищен идеями, которые оно пропагандирует. Наконец, третий герой – шиш, которого так и зовут – Гуль. Он охотник за головами, а его собственная голова вся мысленно о старом добром мире, который мы потеряли.
Первые оценки печати и критиков оказались достаточно высокими. Так, на Metacritic на момент написания этих строк рейтинг у сериала – 73/100, причем игровые издания ставят оценки выше обычных СМИ. Оценки на IMDb еще выше – 8,7/10.
Авторы утверждают, что сериал можно смотреть даже тем, кто никогда не сталкивался со вселенной Fallout. В таком случае они разве что не заметят пасхалок. Но это не главное. Главное, что Fallout живет и оставляет надежду на развитие серии.
Что еще?
Мир Fallout так велик, что мы многое упустили из виду. Например, мы не упомянули о многочисленных DLC Fallout 3, Fallout New Vegas и Fallout 4, а также множество интересных модов к ним. Вот, например, 26 апреля этого года будет издан огромный мод Fallout: London, и это, кстати, первое “путешествие” серии в Европу. А еще замечательная настольная игра, в которую можно “погрузиться” вместе с друзьями на десяток часов.
Надеемся, что сериал хорошо зайдет зрителям и получит второй сезон, а может и спиноф. А еще больше хотелось бы получить новую игру под названием… Скажем, Fallout 5.
Содержание статьи
- Что такое Fallout | История, фауна и технологии
- Fallout
- Fallout 2
- Fallout 3
- Fallout: New Vegas
- Fallout 4
- Fallout 76
- Fallout Tactics: Brotherhood of Steel
- Fallout: Brotherhood of Steel
- Fallout Shelter
- Fallout (сериал)
- Что еще?