Цикл Gran Turismo – один из самых известных автосимуляторов, который на протяжении 25 лет неизменно был “визиткой” консолей PlayStation. В прошлом он неоднократно демонстрировал, на что способна та или иная консоль Sony в технологическом плане и впоследствии стала настоящей иконой консольного автосима. Gran Turismo 7 ждали очень долго – последняя “номерная” часть в главной серии, Gran Turismo 6, вышла почти 9 лет назад, еще на PlayStation 3.
Игра | Gran Turismo 7 |
Жанр | автосимулятор |
Платформы | PlayStation 4/5 |
Языки | английский |
Разработчик | Polyphony Digital |
Издатель | Sony Interactive Entertainment |
Ссылки | Официальный сайт, PlayStation Store |
У меня особое отношение к серии – впервые я познакомился с ней много лет назад, и играл еще в первые части… на ПК – на эмуляторе PS1 (европейское издание Gran Turismo 2 – с двумя черными дисками, для аркадного и GT режимов отдельно – до сих пор сохраняется в моей коллекции классических игр в прошлом). С тех пор я не пропустил почти ни одной главной части, поэтому понятно, что релиза GT7 я ждал с особым нетерпением – тем более что последняя игра, GT Sport, была ориентирована преимущественно на многопользовательские гонки, и “соло” кампании как таковой там не было.
Итак, Gran Turismo 7. Главная формула игры осталась неизменной: несколько сотен самых разных автомобилей, от антиквариата до концептов будущего, которые можно обкатать на десятках треков, как реальных, так и выдуманных разработчиком. На самом деле формула настолько неизменна, что GT7 подчас может казаться HD-ремастером какой-то предыдущей части – с одной стороны, это хорошо, потому что серия стала культовой в прошлом не просто так… но с другой – все же хотелось, чтобы новая часть, тем более после столь длительного перерыва, все же больше отличалась от предшественников. Впрочем, не будем забегать вперед.
Gran Turismo всегда позиционировался как не просто автомобильный симулятор, а симулятор вождения (посмотрим хотя бы на его слоган — the real driving simulator). То есть симулятор всего вокруг автомобильного мира — включая самую атмосферу гонки, историю самых известных брендов и т.д. И Gran Turismo 7 не стал исключением, что больше — он делает упор на эту свою отличительную черту сразу после запуска, во вступительном видео. В то время как другие автосимуляторы начинают игру с показа самых эффектных сцен гонки, желательно — с включением реального игрового процесса, Polyphony Digital… рассказывает историю автомобилестроения. История, которая плавно и почти незаметно переходит в презентацию игры.
Режим карьеры – Cafe – также поддерживает настроение «игра для автоэнтузиастов – от энтузиастов». Он оформлен в виде виртуального кафе, где игроку выдают “меню” – вместо блюд в нем расположены разные модели авто, которые он должен получить, выполнив задание (обычно это – завершить определенные гонки и занять одно из первых трех мест). Звучит очень просто и совсем не похоже на режимы карьеры в других автосимах? Так и есть. По сути это просто набор миссий, которые знакомят игрока с треками и заодно помогают ему собрать первоначальный автопарк. Никакого прогресса, сюжета, персонажей и тому подобного здесь нет.
Но нужно видеть, как, с какой любовью к автомобилям это все оформлено. Стильные и эффектные демонстрации авто, рассказы об истории брендов и отдельных моделей – очень приятное изменение обстановки и возможность отдохнуть после тяжелой гонки, перевести дыхание и просто наслаждаться зрелищными видами. Единственный недостаток, который можно здесь найти – прогресс в Кафе линейный и вам придется некоторое время пользоваться простыми авто – сразу же погонять на бугатте не получится, придется подождать, пока до спортивных машин и суперкаров дойдет дело.
Кафе можно считать главным однопользовательским режимом, но игроку есть чем заняться и кроме него. В игру вернулся классический License Center, который обойти не удастся в любом случае – сдать на права, то есть выполнить базовые задания и получить первые лицензии на вождение, нужно для доступа к определенным гонкам. Чтобы пройти “Кафе”, достаточно первых двух лицензий National B и A – впрочем, за каждую лицензию игрок получает автомобиль в награду (и дополнительный – за выполнение всех заданий на золото), поэтому лицензии International и Super также получить стоит, если вы занимаетесь коллекционированием авто. Итак, в лучших традициях серии, готовьтесь к многочисленным перезапускам очередного теста в попытке улучшить результат на несколько сотых секунды.
Раздел Missions очень похож на License Center – но без лицензий. Это также подборка специальных задач, объединенных в группы (обойти соперников на участке трассы, достичь максимальной скорости, воспользовавшись слипстримом, проехать как можно дальше на очень ограниченном количестве горючего и т.п.) — выполнение всех на бронзу награждается автомобилем в подарок, золото ” – еще одним.
И, конечно, раздел World Circuits, в который вас постоянно отправлял официант в Кафе. Здесь собраны все трассы, доступные в игре, с несколькими гонками на каждой из них – причем после окончания карьеры останется еще почти половина таких, в которых вы не участвовали. Однако на этом однопользовательские развлечения в Gran Turismo 7, к сожалению, подходят к концу.
Итак, все меню в Кафе закрыты, все лицензии и миссии выполнены, чемпионаты и отдельные гонки в World Circuits пройдены – чем можно заняться дальше, если пока не хочется гонять онлайн? Конечно, пополнением гаража. Для этого в игре доступны сразу три разных магазина. В Gran Turismo 7 после длительного отсутствия (впервые после GT5 2010 года) вернулась “классика” – салон подержанных автомобилей Used Cars, где появляются модели с 2011 г. и старше – одновременно в нем представлены 30 различных авто, причем ассортимент время от времени обновляется. Еще один салон, на этот раз “легендарным” авто, предлагает исторические и легендарные автомобили – главным образом первой половины XX века.
Основным же магазином является Brand Central – в нем доступны почти 300 современных машин (с 2001 г.), разделенных на три региона – Америка, Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Нововведением в работе магазина в GT7 стала система “приглашений” (можно получить как вознаграждение за ежедневное задание) – самые крутые машины, обычно премиальные гиперкары, мало того что стоят “все деньги”, так еще и нуждаются в таком приглашении, причем у него еще и ограничен время использования – через месяц после получения его действие закончится. Для купленных авто можно приобрести новые запчасти в Tuning Shop – как просто более производительные, так и позволяющие изменять настройки машины, оптимизируя ее под конкретные гонки.
В процессе выполнения заданий в “Кафе” для подавляющего большинства гонок у вас уже будет налицо необходимое авто, но иногда придется таки обращаться в магазин. Когда режим карьеры будет пройден, в вашем гараже окажется несколько десятков машин – и после этого охота на новые авто начинается по-настоящему. Всего по состоянию на сейчас (патч 1.13) в игре 427 автомобилей, и если задать цель собрать их все, придется долго и, к сожалению, скучно “гриндить” местную валюту – за победу в перегоне получаешь несколько десятков тысяч кредитов, а топовые модели стоят миллионы.
В сети можно найти гайды по «скоростному фарму», однако даже самые прибыльные варианты сейчас приносят около полутора миллионов в час — так чтоб приобрести, например, Lamborghini Veneno ’14 за 3,6 млн, придется гонять одними и теми же треками не менее трех часов . И вот здесь появляется тот же фактор, из-за которого пользовательский рейтинг Gran Turismo 7 на Metacritic составляет … целых 2 балла из 10 (рейтинг критиков – 87%). Разработчик ввел микротранзакции – например, 2 млн кредитов можно приобрести за 649 грн . И это не в бесплатной мобильной игре вроде какого-то Real Racing 4, а в главном AAA-проекте платформы, продающейся за полную цену (от 2299 грн в Украине за версию для PS5/PS4 ) – так что можно понять недовольство игроков.
Gran Turismo 7 предлагает два многопользовательских режима – первый это обычный Multiplayer, в котором можно соперничать с живым противником лицом к лицу в онлайне или локально, в режиме разделенного экрана. Значительно интереснее, конечно, режим Sport — в нем пока представлены только ежедневные гонки (впоследствии также должны появиться еще и чемпионаты, но пока вроде бы состоялся только один, да и тот тестовый). Это три заезда, участие в которых ограничено либо конкретной моделью авто, либо классом. К сожалению, режим не позволяет сразу запрыгнуть за руль, придется подождать во лбу до начала гонки — они стартуют с интервалом в 20 минут. Это время можно провести в квалификационном заезде, чтобы стартовать не с последней позиции, а заодно посмотреть, как на треке ведет себя выбранная машина.
По итогам гонки формируется рейтинг игрока — даже два рейтинга, равно как в свое время у GT Sport. Рейтинг водителя – Driver Rating (DR), измеряет его “эффективность” в соответствии с заработанными баллами, а рейтинг “спортивного мастерства” – Sportsmanship Rating (SR), который еще называют “рейтингом безопасности”, оценивает поведение игрока на трассе, поэтому толкаться и вообще опасно вести себя за рулем в режиме Sport не стоит.
Относительно физической модели поведения авто – здесь Gran Turismo 7 тоже не изменяет традициям серии. Игра не скатывается в аркаду – управлять довольно сложно, любая небольшая ошибка может привести к вылету на обочину, а небрежное управление и пренебрежение базовыми правилами, например прохождение поворотов – к существенному ухудшению конечного результата.
При этом игра не чувствуется слишком сложной и гиперреалистичной, это не хардкорный сим и ее не стоит сравнивать с играми типа rFactor. Gran Turismo – это скорее “симкада” (симулятор+аркада), и в этом смысле физическая модель GT7 почти безупречна. Даже не очень опытный игрок сможет довольно легко разобраться с управлением и занимать не последние места в гонке на не очень “сложных” автомобилях – однако стоит выйти в онлайн, чтобы увидеть, на что способны настоящие “профи”. Словом, у Gran Turismo 7 практически идеальна реализация канонической формулы “easy to learn, hard to master” (легко освоить, трудно овладеть), при которой сделаны все игры с затягивающим геймплеем.
Некоторые механики в Gran Turismo 7 остаются неизменными – их можно считать данью традициям, но неофитам они могут казаться довольно странными или устаревшими. Например, в игре нет визуальных повреждений авто – даже если вы на полной скорости въехали в отбойник, максимум, к чему это приведет – это появление нескольких царапин. Также у GT7 нет такой уж привычной по другим, в том числе достаточно реалистичными автосимуляторами “фишки”, как перемотка времени. Устали за полчаса гонки, на последнем круге не справились с управлением и уступили сразу нескольким соперникам? Жаль, но что поделаешь – заканчивайте заезд как есть или выбирайте перезапуск, переиграть этот момент игра не позволит.
Конечно, достаточно бессмысленно оценивать реалистичность поведения игровых авто и их соответствие настоящим автомобилям, когда играешь с геймпадом (а именно такой вариант будет актуален для 99% всех игроков, кроме самых ярых фанатов, приобретающих игровой руль). Однако можно отметить, что, как и предыдущие части Gran Turismo, GT7 имеет очень детальную физическую модель, которая с легкостью позволяет отличать разные машины по их поведению на треке даже в одном классе, что больше — она логична и, если можно так сказать, «поняла» , то есть ситуаций, когда игрок может не понять, почему это авто вдруг себя так начало вести, не возникает. По желанию игрок может изменить настройку машины (на соответствующем экране сначала можно растеряться от большого количества разнообразных ползунков) — и это также ощутимо влияет на ее поведение.
Над созданием ощущения “реалистичности”, даже с геймпадом в руках, очень хорошо работает тактильная обратная связь. газа и тормоза. Пожалуй, это лучшая реализация фидбека, которой можно было ожидать, и уступает она разве что ощущением от игрового руля с Force Feedback.
Также хотелось бы отметить очень качественную реализацию окружающего звучания – на акустике 5.1 игра создает очень убедительную картину происходящего вокруг. Это, конечно, не уровень голливудских блокбастеров на блюреях, но уже начинает к нему приближаться и полностью на голову лучше того звука, что мы слышали в Gran Turismo Sport. А вот музыку лучше бы заменить на что-то более подходящее автомобильным гонкам — возможно, я уже стар и слишком ностальгирую, но саундтрек первых частей Gran Turismo по моему личному мнению был однозначно удачнее, чем у GT7 (вспомнить хотя бы легендарные My Favourite Game и I Think I’m Paranoid в Gran Turismo 2).
Что касается графики – Gran Turismo всегда показывал, на что способно текущее поколение PlayStation, и Gran Turismo 7 здесь не исключение. Кажется, автомобили еще никогда не выглядели столь настоящими, их можно разглядывать часами. Вид из кабины наконец-то не только очень эффектен, но и достаточно комфортен для того, чтобы им можно было пользоваться не только чтобы посмотреть “а как оно там, внутри DeLorean?”. Конечно, отдельные объекты на трассах могут быть упрощены — например, толпы зрителей на трибунах или деревья на заднем плане, однако обратить на это внимание можно только во время повторов. Причем более близкие объекты – люди, стоящие вблизи трассы, или другие предметы – выглядят очень неплохо, потому что они же могут попасть в кадр, если вы воспользуетесь фоторежимом.
В настройках Gran Turismo 7 предлагает два режима графики – с приоритетом фреймрейта или трассировкой лучей. Во время гонки в обоих случаях трассировка будет выключена, чтобы обеспечить стабильно высокий фреймрейт, поэтому этот выбор влияет только на режим повтора и сцены в разделе Scapes (где вы можете сфотографировать любимое авто в одном из многих зрелищных мест — например, на Манхэттене или под Эйфелевой башней).
Так, стоит отметить, что большинство скриншотов в этом обзоре сделаны в фоторежиме – когда игрок сам выбирает ракурс и настраивает камеру, после чего игра несколько секунд рендерит изображение в максимальном качестве, недоступном в реальном игровом процессе. Однако могу заверить, что разница хотя и достаточно существенная, особенно когда придирчиво рассматривать скриншоты потом на компьютере, но во время игры в глаза почти не бросается.
Оценка: 8.5 из 10
Плюсы: Великолепная графика; большое количество автомобилей с подробными настройками; качественная модель управления из геймпада; отличная реализация обратной тактильной связи DualSense
Минусы: “Фарм” валюты и микротранзакции; отсутствие существенных новшеств по сравнению с предыдущими частями; не очень удачная музыка
Вывод: Gran Turismo 7 чувствуется как классическая Gran Turismo, но в новейшей обёртке. Главные элементы игрового процесса, физическая модель и т.д. остались неизменными, однако выполнено это все на новом техническом уровне.
Если вы играли в предыдущие части, в GT7 вы будете чувствовать себя “как дома”, однако, вполне вероятно, кое-где будете ворчать “столько лет в разработке – и ничего кардинально нового…”. Но кто сказал, что это плохо? Пожалуй, нам действительно нужна была именно такая Gran Turismo — рафинированный «праздник» автомобильных энтузиастов, без новомодных «фишек» современных автосимов вроде открытого мира или сюжетных кампаний голливудского уровня. Если бы еще и без надоедливого фарма валюты…
