Война, несомненно, затронула все стороны нашей жизни, разделив ее (еще раз в истории нашей страны) на «до» и «после». Помимо очевидных приоритетных изменений в смысле безопасности, места жительства, быта, профессиональной занятости в общении с близкими людьми и других сферах, мы стали по-разному потреблять развлекательный контент.
Кто-то перестал читать книги или стал меньше слушать музыку, а другие, наоборот, окунулись в вымышленные миры, чтобы обрести душевное спокойствие и забыть об ужасах за окном хотя бы на несколько часов. На ситуацию также повлияли массовые обстрелы критической инфраструктуры, из-за которых миллионы украинцев сейчас имеют ограниченный доступ к электричеству и другим благам цивилизации.
Несомненно, а может быть, и в первую очередь это касается видеоигр.
Редакция Nachasi решила провести опрос и выяснить, какой он украинский геймер во время полномасштабной войны. Мы делимся с вами анализом его результатов.
Опрос проводился с использованием Google Forms с 11 по 18 декабря включительно. Форма была опубликована в социальных сетях Nachasi, а также в телеграм-канале GameStreetUA. Спасибо нашим друзьям за помощь в распространении опроса!
В опросе приняли участие 754 человека.
Этот опрос, конечно, не является социологическим исследованием. Ни в коем случае нельзя его воспринимать таким образом.
В частности, среди ограничений такого опроса – количество респондентов и отсутствие выборки, ориентация на аудиторию «хардкорных» игроков, которые хотя бы в какой-то степени погружены в индустрию видеоигр (по крайней мере, читали игровые издания, откуда узнали об опросе). Необходимо помнить, что есть значительная часть аудитории, которая, хотя и играет в видеоигры, не читает игровые издания и могла бы отвечать на вопросы по-другому.
В то же время мы считаем, что результаты опроса достаточно репрезентативны, чтобы понять, что такое активные украинские геймеры и члены игрового сообщества, а именно эта аудитория фактически определяет игровой мейнстрим в Украине и больше всего влияет на решения разработчиков относительно своих игр и их распространения на наших территориях.
Демография
Более 80% участников опроса – молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Это не удивительно, ведь именно в этом диапазоне сходятся платежеспособный спрос и интерес к видеоиграм.
- До 18 — 5%
- 18-25 — 32,2%
- 26-35 — 51,3%
- 36-45 — 11%
- 46-60 — 0,4%
- Старше 60 — 0%
При этом мы уверены, что в реальности доли геймеров до 18 и старше 60 лет заметно выше, чем в нашем опросе (особенно первом).
Гендерное распределение:
- Мужчины — 83%
- Женщины — 14,9%
- Не упомянули пол – 1,3%
Также среди участников опроса были два небинарных человека, одна трансженщина и один агендер. И желаем двум начинающим стендапам с полами «Бандера» и «Т-84 БМ Оплот» успехов в комедийной карьере!
Также не стоит делать дальновидных выводов из этого дистрибутива, ведь здесь речь идет скорее о читателях игровых СМИ, чем обо всей игровой аудитории. Профессиональный исследование Nielsen, по заказу Wargaming.net в 2020 году, показал, что и женщины, и мужчины вовлечены в азартные игры в Украине практически одинаково.
В то же время такие результаты могут свидетельствовать о меньшей вовлеченности людей, не являющихся мужчинами, в активное игровое сообщество, и задуматься о причинах такой ситуации.
Платформа
Украинцы – это компьютерная нация. Это было выявлено вышеупомянутым исследованием Nielsen, и теперь подтверждено нами. Впрочем, доля консолей тоже значительна. PlayStation, очевидно, без шансов выигрывает у своих конкурентов — очевидна не только привлекательность самой платформы, но и то, что она является единственной консолью с официальным присутствием на украинском рынке.
Интересно, что как среди Xboxers, так и среди soniboys преобладают последние поколения консолей — то есть ни дефицит, ни довольно высокая стоимость не помешали активным геймерам обновлять свои платформы.
- 82.9% играют на ПК
- На Xbox One все версии — 2,3%
- На Xbox Series всех версий — 9,9%
- На PlayStation 4 — 17,1%
- На PlayStation 5 — 21,4%
- На Nintendo Switch — 15,9%
- На мобильных платформах (iOS, iPadOS, Android) играет 42,2%
Среди респондентов также было достаточно ценителей ретро-платформ и эмуляторов — в общей сложности 2,2% указали PSP, PS Vita, Nintendo 3DS, Nintendo Wii, PlayStation 3, а также Analogue Pocket и Miyoo Mini, которые предназначены для запуска ретро-игр, в качестве своих игровых устройств. Несколько респондентов отметили, что играют с помощью облачных сервисов.
Статистически значимое число пользователей указало, что они играли в SteamDeck на 1,6%. Учитывая стоимость и сложность приобретения в Украине, это интересное открытие.
Мы также выражаем наши искренние соболезнования участникам, которые указали, что их устройства остались в оккупации, сгорели или были украдены армией мародеров. Желаем вам скорейшего возвращения в мир видеоигр!
Потребительские привычки
То, как мы потребляем игры, зависит от того, какие возможности будут доступны нам в нашей стране. Ведь чем крупнее украинский рынок в финансовом измерении, тем внимательнее будет отношение к украинским геймерам – вот и локализации, и региональные цены, и банальный выход на наш рынок Nintendo и Xbox.
Есть ли у нас основания для оптимизма? Немного неожиданно, но да.
Среди опрошенных выяснилось, что во время полномасштабной войны:
- 69,5% игр покупают исключительно
- 21% — в основном покупают и лишь изредка позволяют себе пиратство
- Принципиальных пиратов было всего 1,6%.
- Еще 7,8% иногда покупают игры, хотя предпочитают пиратство.
Конечно, здесь мы снова попадаем в «ловушку» нерепрезентативности нашего опроса. Среди геймеров, вовлеченных в сообщество, конечно, будет довольно низкий процент пиратства — это в основном люди, которые горячо любят видеоигры, а многие тоже создают их сами. Такие игроки будут поддерживать разработчиков с большей вероятностью. Если бы опрос проводился на широкой аудитории, мы уверены, что процент пиратства был бы выше.
Тем не менее, есть и хорошие новости. Мы также спросили участников опроса, как они получили игры до начала полномасштабной войны. Ответы были распределены следующим образом:
- 58,9% купили игры
- В основном покупали, но иногда пиратские — 26,8%
- В основном пираты, но иногда покупали — 10,8%
- Исключительно пиратские на 4,2%
Таким образом, даже среди респондентов заметно возросла доля тех, кто потребляет игры легально или хотя бы стремится к этому. Чтобы попытаться построить гипотезу, давайте взглянем на другой показатель, а именно на среднюю сумму игровых затрат в месяц.
Перед началом полномасштабной войны:
- До 1000₴ — 64,9%
- 1001-3000₴ — 22,5%
- Более 3000₴ — 4,4%
- Не потратили вовсе – 8,2%
После начала полномасштабной войны:
- До 1000₴ — 65,8%
- 1001-3000₴ — 15,1%
- Более 3000₴ — 1,6%
- Не тратьте вообще – 17,5%
Первое, что мы видим, это, конечно, влияние кризиса, вызванного войной — значительное количество людей вообще перестало покупать игры после 24 февраля, а доля людей, которые потратили на игры довольно значительные суммы, уменьшилась — с 1000 ₴ и выше.
Вместо этого примерно на том же уровне остался показатель геймеров, которые покупают игры на небольшие суммы. Вместе с данными об уровне пиратства это говорит нам о следующем:
- некоторые геймеры, которые раньше тратили деньги на игры, перестали это делать или значительно сократили свои расходы.
- на их место пришли игроки, которые ранее занимались пиратством, но почему-то решили начать покупать лицензионные игры
- вероятно, таких игроков изначально привлекали скидки; получив положительную скидку на покупку, они продолжали покупать игры.
- еще одним фактором может быть относительная неизменность цен на игры в гривне при наличии долларовых доходов.
Независимо от причин, тенденция обнадеживает. Будем надеяться, что это не остановится и приведет к изменению отношения издателей игр к нашему рынку.
Игровые привычки
Несмотря на то, что боевые действия могут не затронуть многих людей напрямую, вся территория Украины затронута ракетными ударами, запуском иранских беспилотников, а в последние месяцы — ударами по критически важной инфраструктуре, которая ограничила доступ к электричеству. Мы смотрим, как это повлияло на нашу привычку играть в видеоигры.
- 71,9% — играть значительно или чуть меньше, чем до полномасштабной войны
- 17.5% – играйте так же, как и раньше
- 10,6% — стали играть гораздо больше
Вопрос о причинах изменения времени, проведенного в играх, был полуоткрытым – можно было выбрать несколько вариантов, а также добавить свой собственный.
Большинство опрошенных (70,8%) стали играть меньше, чем из-за отсутствия электричества, а 65,5% не могут играть из-за своего морально-психологического состояния. 5,2% эмигрировали за границу, не взяв с собой игровые устройства, а в населенных пунктах борются 3,7% респондентов. Еще 24% указали на факторы, не связанные с войной.
2,4% играют в видеоигры меньше, потому что занимаются гораздо более важными делами и служат в Вооруженных силах Украины. Спасибо вам, наши герои!
Некоторые занимаются волонтерством (спасибо!), у многих родились дети. Довольно ощутимое количество людей сосредоточено на своей производительности на работе. Есть также люди, которые указали, что теперь им трудно смотреть на войну даже в виртуальном мире, а убийство в игре уже не выглядит невинным. Мы вернемся к этой теме.
Хотя их гораздо меньше, все же есть люди, которые, наоборот, увеличили свое игровое время. Среди них 72,5% больше всего отвлекаются от реальности за окном таким образом. На втором месте находится недоступность других развлечений — 47,5%. Еще 17,5% потеряли работу, поэтому осталось больше времени на игры (найти новую сейчас непросто).
Интересно, что для немногих людей отсутствие электропитания, наоборот, освободило время для игр (очевидно, на портативных платформах). Для некоторых таким фактором стала эмиграция (7,5%), а еще 26,3% указали факторы, не связанные с войной.
Без преуменьшения миллионы людей испытывали страх перед близкими боевыми действиями или оккупацией. Даже там, где война не шла напрямую, сегодня часто слышны сирены и взрывы. Это определенно влияет на то, как мы воспринимаем контент — у нас появляются новые психологические триггеры. Вот как геймеры справляются с этим:
- 54,8% не изменили отношение к играм на военную тематику
- 30,9% стали играть в такие игры меньше
- 7% наоборот стали больше играть в игры про войну
Опрос был посвящен играм, основанным на реальных войнах или похожим на реальные войны или войны в ближайшем будущем (не вымысел или фэнтези).
Среди собственных вариантов была и другая тенденция — многие люди, хотя и продолжают играть в игры про войну, стали воспринимать ее совсем по-другому. Как уточнил один из опрошенных, чувство веселого влечения исчезло. Некоторые респонденты также указали, что даже Fortnite начала запускать их психологически, несмотря на то, что это не имеет ничего общего с реальными боевыми действиями.
Все это, безусловно, является поводом для обширных профессиональных исследований, которые, надеемся, проведут и социологические компании.
Патриотизм и политическая позиция
Как и во всех других сферах, с началом полномасштабного российского вторжения настроения отказаться от всего, что производилось в этой стране, значительно усилились не только на украинском, но и на глобальном уровне.
- 74,5% украинских геймеров категорически отказались от игр, разработанных в России
- Еще 8,2% могут играть в русскую игру, но не будут платить за нее деньги (скачано с пиратских ресурсов)
- 15,6% смогут сделать редкое исключение для российской игры и играть в нее
- Только для 1,6% происхождения игры это не имеет значения, поэтому они могут спокойно запустить росеянскую игру.
Чуть более лояльны украинцы к иностранным разработчикам из третьих стран, которые продолжают продавать в рассии.
- 53,2% по-прежнему принципиально не будут играть в ту игру, которая продается в росии.
- 18,2% не будут платить деньги за такую игру и будут спратить
- 28,6% спокойно относятся к продажам в России и все равно будут играть в такую игру
Многие люди, которые могут быть отнесены к последней категории, уточнили свои ответы. В частности, респонденты говорят, что его сложно отследить, и что лишать себя контента из-за этого неразумно, ведь большинство издателей не уходили с российского рынка, и параллельный импорт никто не отменял.
Кроме того, многие люди играют в такие игры по подписке (например, PS Plus или Xbox Game Pass) или принципиально не берут такие игры по полной цене.
В итоге вопрос локализации остался, из-за чего в последнее время были обыграны горшки в украинском сегменте Twitter. В настоящее время не многие игры имеют украинскую локализацию, которая на самом деле имеет мало экономических причин, а больше – политических и психологических. Тем не менее, у нас есть то, что у нас есть.
- Только 0,8% игроков принципиально отказываются играть без украинского языка
- Уверенное большинство играет на английском или другом языке, который они знают, кроме русского — 73,9%.
- 18,4% выбирают русский язык для игры
Многие респонденты ищут неофициальных украинцев, которых больше, чем официальных локализаций. Есть еще люди, которые пытаются играть на английском языке, но если слишком сложно разобраться в сюжете, они все равно переключаются на русский — есть также много комбинированных вариантов (английская озвучка + русские субтитры).
Тенденция, как мы видим, положительная, поэтому мы надеемся, что в обозримом будущем русский язык в играх полностью исчезнет из употребления в Украине, как из-за распространения украинских локализаций, так и из-за большей распространенности английского языка.
Игровые медиа
Важной частью игрового мира являются СМИ, пишущие о видеоиграх. Таким образом, мы также выяснили, откуда геймеры узнают новости:
- Самым популярным источником новостей является YouTube, которым пользуются 77,4%
- На втором месте телеграм-каналы — 63,2%
- Только на третьем месте оказались игровые сайты, которые когда-то были на вершине таких рейтингов – 40,2%.
- Twitch (10,6%) и TikTok (11,4%) используются примерно одинаково?
- Неожиданно популярным оказался твиттер, которого не было в предоставленных нами вариантах, но 9,5% указали эту социальную сеть как источник новостей для себя.
Многие люди узнают новости от друзей и партнеров, коллег. Некоторые знакомятся с новинками прямо в интернет-магазинах — Steam, Epic Store, GOG и других. Только 5,6% вообще не интересуются игровыми новостями.
88,3% потребляют новости на украинском языке, 77,3% на английском и 11,8% на русском. Польские новости читают 3,7% опрошенных, также есть варианты на французском, немецком и испанском языках. При таких результатах можно смело сказать, что рынок украиноязычных изданий об играх однозначно есть.
Ваши истории
В конце опроса мы пригласили всех желающих рассказать свои истории об опыте игр во время войны. Все ответы в опросе, включая истории, являются анонимными, мы не собирали никаких персональных данных, но предупреждали, что истории могут быть опубликованы.
Хотя мы сейчас приведем лишь несколько ваших рассказов (их много, больше сотни), знайте, что мы их все прочитали. Они помогли нам не только лучше понять ситуацию в контексте опроса, но и позволили нам почувствовать себя с вами общими, напомнили нам, что все мы являемся частью большой украинской общины, которая искренне любит видеоигры и понимает их ценность, особенно в такие времена, как сейчас.
Я был контужен во время службы. У него была нарушена функция мозга. Он становился глупее, плохо ориентировался в пространстве, испытывал трудности с принятием решений и выбором. Но видеоигры на Nintendo Switch были похожи на симулятор. Методическая игра помогла восстановиться в сочетании с другими упражнениями
Для меня игры в начале войны стали похожи на антидепрессанты. В первые месяцы, если бы не эльденское кольцо, он мог бы стать «кукушкой». Для меня очень хорошо, что есть вариант, когда ты просто забываешь обо всем на время, и получаешь хоть какое-то удовольствие от жизни сейчас.
Бродяга поставил воздушную сигнализацию в ступор на несколько секунд, потому что она очень походила на киевскую сирену, хотя в то время меня уже не было в Киеве.
Сначала я вообще не мог играть. Однако со временем, когда я понял, что не могут подойти к моему городу, и нервная система стала выдавать первые сбои, я стала играть так же, как и раньше, только перешла на английский в некоторых. Украинизаторы использовались и распространялись до 24 (февраля — ред.), а в некоторых даже участвовали в испытаниях. Игры стали для меня миром, в котором я мог немного отвлечься, и в то же время я тащил своих друзей, когда видел, что они страдают. Но стрелки, за исключением некоторых, стали раздражать не только раздраженных… Я просто не мог их играть. Расы, головоломки, выжившие — все это были миры, в которых не было упоминания о тех ужасных вещах, которые происходили в моей стране… Но не стрелки. Последние очень нервничали, и игра в них становилась сложной. Исключение составляют некоторые моды для «Сталкера» и серии «Метро», которые я только недавно прошел — все равно было приятно видеть Москву такой, тоже с такими милыми животными) В общем, игры очень помогли, удерживая мою нервную систему на плаву, и не позволяя мне полностью упасть духом от новостей. Я не играл весь день — всего несколько часов, в основном вечером и ночью — но это помогло сбросить бремя за день.
1. Играть в онлайн игры (например, MMORPG вроде FFXIV) стало очень сложно, потому что везде есть риск наткнуться на россиян, а за конфликт забанят вас, а не русских. 2. Оказалось, что у нас много крутых игр от украинских разработчиков, жаль, что я начал обращать на них внимание только после начала войны
Есть такая украинская игра Shatterline. Шутер, онлайн. Это мой первый и пока единственный шутер. Когда я играю в нее, я представляю монстров в режиме PvE как кацапы, а в PvP… также москали. Только в PvP прокачиваются сосны, которые имеют хорошее снаряжение, оружие и т.д. А в PvE это мобики и кадыровцы, которые способны только хвастаться этим. А Бегемот (один из боссов) — диндон. Спасибо за внимание
До войны в Украине я тратил на игры около 10-15к грн в месяц, это еще не с учетом покупки игрового инвентаря и аксессуаров. После начала войны, чтобы отвлечься (особенно в сегодняшних отключениях) ^ Я играю в основном в Switch и 3DS. Поэтому хотя бы одну игру в месяц я трачу около 3к грн. Что касается шутеров и игр про войну, то я их не покупал и не покупал вовсе. P.S. Да, транс-персоны тоже есть в игровой индустрии, и мы не играем в условных симов или Life is Strange
Я просто хотел добавить, что с началом полномасштабной шкалы я стал больше искать украинские игровые локализаторы. Никогда не думала, что будет так приятно от украинских сабов и текста в меню. Кроме того, спасибо за то, что продолжаете делать контент. Слава Украине!
На втором или третьем месяце с начала вторжения я закончил классическую трилогию Call of Duty Modern Warfare на моем XBox 360. Я бы никогда не подумал, что когда-нибудь буду смеяться над «серьезным» боевиком. Сюжет «злой Руси» сейчас нельзя не воспринимать как одну большую шутку. И я понял, как сильно изменилось мое мировоззрение… Слава Украине! Слава героям!
В общем, мне стало намного сложнее играть в игры из-за того, что я не могу абстрагироваться, полностью погрузиться в мир игры и наслаждаться им. Всегда есть ощущение, что пока я сижу на диване и играю в игрушки, люди умирают. Но все же это хороший способ хоть как-то отвлечься. Я также заметил сзади себя, что я в основном равнодушен к крупным проектам AAA (я мучаю себя с прохождением Ragnarok) и гораздо больше заинтересован в изучении меньших, более бюджетных игр. Например, Medium, Cult of the Lamb, Stray действительно пришли ко мне — они далеки от совершенства, но такое ощущение, что разработчики пытались реализовать нетривиальные идеи, а не сделали стерильный продукт для всех и каждого.
Единственное, что изменилось с начала войны – это реакция на сирены в играх. Почти как 5 шагов принятия. Сначала гнев и страх, в начале он даже чуть не выключил ПК, но один из персонажей прокомментировал сирену в игре, потом схватил диссонанс, и успокоился) А потом я привык к этому, стал различать (хотя первая секунда всегда нервничает), а теперь я иронизирую — ПТСР так ПТСР😅
После начала полномасштабного вторжения я был вынужден покинуть Киев и вывезти своего кинолога с ее фермой из Донецкой области в Западную Украину. Условия жизни были тяжелыми, но психологическое состояние было намного хуже. В течение очень долгого времени я не мог не читать или слушать музыку. Со временем (и успехами Вооруженных Сил на фронте) жизнь стала возвращаться к чему-то, что как-то напоминало нормальность, а игры превратились из увлечений в своеобразные лечебные занятия. Война продолжается, и каждый день мы читаем новости о погибших и разрушенных городах. Мы не можем отвернуться и в то же время не можем поглотить сердцем всю боль, которой пропитана наша жизнь. Игры, с другой стороны, становятся не просто окном, а дверью куда-то, где нет такой боли. Завтра я проснусь и продолжу работать, помогать нашим вооруженным силам и жить благодаря им. Но прямо сейчас, в течение этих двух часов, я могу оказаться в другом месте и быть кем-то другим. Я не знаю, правильно ли это, но это помогает
Мне бы очень хотелось больше украинской локализации, потому что даже при высоком уровне английского языка (Upper-Intermediate-Advanced) не все игры даются мне на английском языке, оставаясь при этом приятным опытом, поэтому приходится использовать русский язык.
Я действительно ждал, когда кольцо Эльдена выйдет, и он вышел на второй день полномасштабного вторжения. Он играл в нее дрожащими руками и искал звуки взрывов. Первый день освобождения был очень тяжелым, но на втором и третьем эльденском кольце помогли мне отвлечься и со временем прийти в сознание. Так что в этом году это мой личный GOTY
В начале полномасштабного вторжения игры, рассчитанные на двоих, помогали хотя бы немного отвлечься от звуков взрывов и прилетов, которые были очень слышны из Бучи и Ирпеня.
Я нахожусь в Германии из-за войны, и интернет здесь – своего рода пещерное зрелище, которое обычно не выводит из строя ни одну игру. Поэтому время, которое я посвящаю играм, сократилось: нет сил бороться с подключением. Тем не менее, игры в целом очень полезны в преодолении стресса и отдыхе. Если бы не проблемы с Интернетом, я, вероятно, играл бы больше
Йобан Русня испортил ведьмака для меня. «Русня» испортила мои постапокалиптические фильмы, сериалы и игры. Даже в римвар трудно играть, потому что мысли о том, как выживают наши люди, постоянно крутятся на заднем плане. Steam продолжает в рекомендациях проскальзывать русня, что также скрывает, что это русский. Из-за выключенного света я не могу расслабиться и спокойно играть. Крыша уходит, и нет концентрации
Что касается личного опыта, то хочу отметить, что с началом полномасштабного вторжения я выпал из игрового мира на месяц, и вообще у меня не было мира гик-культуры, ресурса и силы, и того, как играть, когда в стране идет война. Но со временем я постепенно отвлекался от рабочей рутины и постоянных новых через виртуальные миры. Бег и игры стали для меня местом силы, чтобы прийти и пополнить свои энергетические запасы. Сейчас я играю по выходным, когда есть возможность и счастье со светом, внутренний уровень тревоги, так как он обрушился на меня отчасти из-за возможности зайти в какой-нибудь Doom Eternal и выпустить 😂 пар Спасибо редакции за публикации и качественные материалы на украинском языке, я продолжаю быть с вами ❤️
Спасибо за ваше время и за то, что поделились своим опытом. Мир всем нам и быстрое возвращение во времена, когда взрывы и выстрелы будут происходить только на экранах наших мониторов.
Содержание статьи
- Демография
- Гендерное распределение:
- Платформа
- Потребительские привычки
- Игровые привычки
- Патриотизм и политическая позиция
- Игровые медиа
- Ваши истории